Интеграция форм финансового планирования деятельности организаций необходимость и направления реализации

Эффективность системы финансового планирования организаций во многом определяется ее соответствием объективным условиям экономического развития. Современная экономическая среда является динамичной и отличается наличием риска и неопределенности в условиях деятельности субъектов хозяйствования. Поэтому важной методологической особенностью планирования становится механизм адаптации планов организаций к меняющимся условиям их развития. Адаптивный характер планов предполагает, что они должны быть достаточно гибкими, легко приспосабливаемыми к неожиданным изменениям под влиянием внешних и внутренних факторов, что достигается в рамках планирования посредством реализации принципов эластичности и гибкости его организации. В литературе ряд авторов (Попов Е.М., Ильин А.И, Ткачук М.И. и др.) отмечает, что реализация этих принципов предполагает: наличие плановых резервов; наличие альтернативных вариантов плановых решений, которые могут быть введены в действие в случае необходимости; применение перекрывающегося планирования. Однако, на наш взгляд, перечисленные меры не в состоянии гарантировать сегодня гибкость и эластичность планирования. Их необходимо дополнить максимальной реализацией системного подхода к процессу планирования и механизмом моделирования плановых показателей под влиянием возможного изменения факторов внешней и внутренней среды. В силу этого актуальной остается задача системного рассмотрения форм финансового планирования, обеспечивающего их целевую и содержательную интеграцию, позволяющую внедрить механизм комплексного моделирования планов под влиянием действия различных факторов через систему взаимосвязанных показателей, отражаемых в различных формах планирования.

С учетом действия в области бизнес-планирования в Республике Беларусь Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 08.08.2005 N 873 "О прогнозах, бизнес-планах развития и бизнес-планах инвестиционных проектов коммерческих организаций" (далее - Постановление), с точки зрения автора, систему финансового планирования целесообразно представить в виде трех подсистем:

финансовых планов, ориентированных на управленческую деятельность;

финансовых планов, направленных на обоснование целесообразности реализации инвестиционных проектов;

финансовых планов, направленных на обоснование направлений развития деятельности субъекта хозяйствования.

Две последние осуществляются в рамках бизнес-планирования.

Наличие вертикально-интегрированной системы бизнес-планирования в Республике Беларусь, обязательной в силу Постановления, привело к тому, что бизнес-планирование стало наиболее распространенной формой планирования и внесло неопределенность в понимание самого процесса планирования, в том числе и финансового. Так, в современной литературе при освещении процесса финансового планирования авторы расходятся во мнениях. Ряд экономистов отождествляет данный процесс с бизнес-планированием, осуществляемым в соответствии с Правилами по разработке бизнес-планов инвестиционных проектов, утвержденными Постановлением Министерства экономики Республики Беларусь от 31.08.2005 N 158 (далее - Правила). В соответствии с Правилами составной частью бизнес-планирования является составление финансового плана на год с поквартальной разбивкой путем расчета прибыли, потока движения денежных средств и составления проектно-балансовой ведомости, обоснования эффективности инвестиционных проектов с финансовой точки зрения. Некоторые экономисты рассматривают процесс финансового планирования как процесс взаимосвязанного поэтапного стратегического, тактического и оперативного финансового планирования. Финансовое планирование, проводимое в рамках бизнес-планирования, которым в настоящее время, как правило, ограничиваются предприятия Республики Беларусь, по мнению ряда авторов (Ильин А.И., Касько С.В., Кычанов Б.И., Храпова Е.В. и др.), не в состоянии заменить полноценное планирование, включающее не только стратегическое и текущее (тактическое), но и оперативное планирование, которое конкретизирует задания тактического плана в сочетании с организацией его выполнения, способствуя тем самым реализации намеченных целей. Поэтому актуальным остается вопрос определения границ, места и роли финансовых планов бизнес-планирования в системе финансового планирования. При его решении следует исходить из классификации форм финансового планирования по содержанию информации, необходимой для принятия управленческих решений (функционально-целевому управленческому назначению). Однако в экономической литературе классификация финансового планирования по данному признаку отсутствует, что не дает возможности оценить необходимость применения той или иной формы планирования и целесообразность замены финансового планирования составлением финансовых планов в рамках бизнес-планирования.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.