Интеграция форм финансового планирования деятельности организаций необходимость и направления реализации

В литературных источниках при проведении классификации "по сроку планирования" авторы выделяют разные виды планирования: долгосрочное, стратегическое или перспективное; текущее или среднесрочное; оперативное или краткосрочное финансовое планирование с указанием при этом различных периодов планирования. Например, в рамках среднесрочного планирования, по мнению Панкова Д.А., планы составляются на срок от 12 до 18 месяцев, а по мнению Ильина А.И., - на срок от 1 года до 5. Лихачева О.Н. по срокам действия выделяет пять видов планирования: стратегическое, перспективное, текущее, оперативное и бизнес-планирование, указывая на то, что последнее сочетает перспективное и текущее. В противовес ей встречаются точки зрения о том, что бизнес-планирование является стратегическим планированием. Такие противоречия требуют уточнения.

С учетом того, что финансовое планирование является частью внутрифирменного планирования, для целей интеграции, на наш взгляд, нецелесообразно, чтобы классификация финансового планирования не соответствовала классификации планирования в целом. При этом интегрированное планирование должно быть ориентировано на процесс управления, эффективное функционирование которого обеспечивает достижение поставленных целей, и поэтому формы проявления финансового планирования должны быть обусловлены общим состоянием и функционально-целевой направленностью процесса управления. Нецелесообразно также, на наш взгляд, в рамках классификации по временному интервалу выделять стратегическое финансовое планирование, так как период стратегии для каждого предприятия индивидуален и зависит от ряда факторов (вид деятельности, оборачиваемость активов, финансовое положение, доходность и т.д.). Период, на который разрабатывается стратегический план, не может быть определен однозначно. Лихачева О.Н. отмечает, что "даже в развитых странах не существует единого горизонта стратегического планирования". Именно поэтому в литературных источниках прослеживается противоречивость при указании сроков того или иного вида финансового планирования. На наш взгляд, временной интервал стратегии должен совпадать с временным горизонтом финансовой цели.

Содержание экономической литературы свидетельствует в пользу того, что перспективное планирование реализуется в стратегическом, среднесрочное - в тактическом, краткосрочное - в оперативном. В свою очередь, стратегическое планирование должно базироваться на перспективном, тактическое - на среднесрочном, оперативное - на краткосрочном. Данная взаимосвязь является настолько неделимой, что не позволяет провести четкую грань между этими формами планирования, а расхождение взглядов в отношении интервалов планирования вносит неопределенность в понимание сущности и назначения каждого из них. Нередко разницу между стратегическим, тактическим и оперативным планированием связывают лишь с временными различиями. Между тем выделение стратегического, тактического и оперативного планирования связано не с временным отрезком, а прежде всего с содержанием и целевыми установками планов.

В теории финансового планирования все аспекты планирования рассматриваются с позиции стратегического, тактического или оперативного, так как каждая из этих форм планирования имеет собственное назначение, область применения, методику и технологию, информационную базу, специфическую систему показателей, различный лаг (горизонт расчетов) и, главное, роль в управлении деятельностью организаций. Все вышеизложенное создает предпосылки для создания комплексной классификации финансового планирования, которая при этом устраняла бы отмеченные противоречия. С точки зрения автора, следует заменить критерий классификации "по сроку" на критерий "по функционально-целевому управленческому назначению" с указанием предельно максимальных периодов планирования. Предельно максимальные сроки, на наш взгляд, следует указывать в силу того, что в современных условиях тактическое планирование на срок более года и оперативное на срок более месяца с учетом уровня содержательности этих планов становится менее эффективным (критерий эффективности планов - реальность их выполнения), так как возрастает степень неопределенности и рисков. Причем выделение видов финансового планирования по таким критериям, как "по функционально-целевому управленческому назначению", "по содержанию", "по сроку", "по степени детализации", отдельно, с точки зрения автора, не является целесообразным, так как степень детализации зависит от периода планирования, период планирования - от его содержания, а содержание - от назначения. Поэтому, на наш взгляд, классификацию следует осуществлять комплексно по наиболее обобщающему признаку - в зависимости от функционально-целевой направленности процесса управления - с указанием всех вытекающих (сопутствующих) признаков. Классификация, составленная таким образом, по нашему мнению, позволяет сформировать системное представление о финансовом планировании и устранить отмеченные ранее расхождения, не вступая при этом в противоречие с классификацией внутрифирменного планирования в целом, а также сопоставлять различные формы планирования. Если обратить внимание на предложенную классификацию, то становится очевидно, что по содержанию, горизонту планирования и степени детализации бизнес-план развития полностью соответствует тактическому планированию, а бизнес-планирование на 5 лет содержит многие аспекты стратегического планирования.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.