История развития финансов в России

В 1810 г. в связи с усиливающимся дефицитом бюджета Государственный Совет утвердил правила расходования государственных средств, подготовленные министром финансов М.М. Сперанским. Так называемый «План финансов» Сперанского включал в себя следующие важные положения:

1) все расходы должны соответствовать доходам; никакой новый расход не может быть назначен прежде, чем будет найден соразмерный ему доходный источник;

2) расходы должны подразделяться:

× по ведомствам;

× по степени нужды в них - необходимые, полезные, избыточные, излишние и бесполезные (последние вообще не допускаются);

× по пространству - общегосударственные, губернские, окружные и волостные; сборы не должны быть произвольными, а всегда осуществляться с ведома правительства, которое должно знать все, что собирается с народа и обращается в расходы;

× по предметному назначению - обыкновенные и чрезвычайные; для чрезвычайных расходов у правительства должны быть не деньги, а способы их получения;

× по степени постоянства стабильные и меняющиеся издержки.

В частности, М.М. Сперанский предлагал для ликвидации бюджетного дефицита отказаться от эмиссии бумажных денег, а произвести выкуп находящихся в обращении ассигнаций на серебро, утвердив тем самым в России серебряную валюту. Многие идеи и положения «Плана финансов» М.М. Сперанского существенно повлияли на последующее развитие финансовой теории и практики в России и не потеряли своего значения и поныне.

В 1818г. выходит в свет работа декабриста Н.И. Тургенева «От теории налогов», где правильно прослеживается непосредственная связь налогов с государством как необходимое условие существования после него. Уничтожение налогов, по мнению Н.И. Тургенева, означало уничтожение самого общества.

Другим крупнейшим экономистом начала XIX в. был известный государственный деятель Н.С. Мордвинов. В своей работе «Рассуждения о пользах, могущих последовать от учреждения частных по губернских банков» он уделяет большое внимание и налогам, обосновывая необходимость изъятия с их помощью части богатства общества на общегосударственные нужды. Однако автор критикует налоги за их неуравнительность и обременительность для некоторых групп населения. Поэтому он предлагает вообще отказаться от них, создав необходимый капитал (путем дополнительных налогов), который при помещении в банк по ставке 10% годовых даст необходимую для государства сумму доходов. Та же образом Н.С. Мордвинов предлагал создавать военный капитал, покрытия чрезвычайных расходов государства (при этом надбавка к налогам должна составить 1%). Утопичность этих идей очевидна, и те не менее в них содержится анализ таких категорий, как «финансы», «налоги», «бюджет», «банки», «кредит».

Другой декабрист - М.Ф. Орлов в 1832 г. пишет работу «О государственном кредите». В 1841 г. публикуется сочинение И. Горлова «Теория финансов», где речь уже идет не об отдельных форм налогообложения, а о всей финансовой системе, а также дается определение науки о финансах. С 1845 г. выходит в свет работа К.И. Кестнера «Российские положительные законы о финансах», в которой автор проводит анализ звеньев системы финансов. Вот далеко не полный перечень крупных научных работ по финансовым проблемам в первой половине XIX в. До реформы 1861 г. большой вклад в развитие российской финансовой науки внесли также И.К. Баб А. Бутовский, И.В. Вернадский, Д.П. Журавский, А. Кранихфель Ф.Б. Мильгаузен и др. Позже появляются работы в области разработки бюджетной системы, большая заслуга в которой принадлежит В.А. Татаринцеву. Таким образом, уже в названный период российская финансовая мысль сформировалась в самостоятельную отрасль науки.

Важнейшей особенностью финансовой науки в России явилось то, что она формировалась на национальной почве, не копируя зарубежный опыт, но критически анализируя его и строя свои выводы и рекомендации с учетом специфики российской государственности и экономики. Особенности становления и развития Российского государства обусловили и особенности формирования его финансовой системы. К примеру, важнейшей особенностью налоговой системы было посошное обложение с присущей ему коллективной ответственностью (общины в целом) за выполнение налоговых обязательств. Натуральное хозяйство и относительная оторванность от европейских рынков послужили причиной задержки в развитии товарно-денежных отношений и, как следствие, тормозом развития финансов России. Усиление централизованной государственной власти требовало изыскания новых форм доходных источников и их теоретического обоснования. Отечественная финансовая наука в этих условиях пыталась дать ответы на самые злободневные вопросы, однако как самостоятельная отрасль экономических знаний она окончательно сформировалась лишь в XIX в.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.