История развития финансов в России

Интересные идеи высказал по финансовым вопросам автор первой русской истории и географии, управляющий казенными заводами на Урале с 1734-го по 1737 г. В.Н. Татищев. Его идеи сводились к тому, что основным источником доходов должна быть внешняя торговля при паритете более выгодного государству вывоза продуктов обрабатывающей промышленности по сравнению с вывозом сырья. Для этого он предлагал установить высокие пошлины на экспортируемое сырье, а также учредить банк для предоставления купечеству кредита.

В целом следует отметить, что в XVIII в. развитие финансовой науки происходило в условиях усиления абсолютизма, расширения границ крепостного феодального землевладения, усиления давления на натуральное хозяйство нарождающихся капиталистических отношений и государственной финансовой политики установления денежной подушной подати. Огромные расходы на военные нужды, содержание двора и чиновников, а также экономическая поддержка дворянского сословия поставили Россию в тяжелое финансовое положение, которое усугублялось большой зависимостью экспорта от состояния европейского рынка. Все это и породило многочисленные финансовые проекты.

В послепетровское время одним из первых таких проектов был проект П.И. Ягужинского, генерал-прокурора Сената. Критикуя фискальную политику правительства, приводящую к многочисленным социально политическим конфликтам и сопротивлению сборщикам налогов, особенно подушного, а также меры по сокращению государственных расходов (в большей степени военных), П.И. Ягужинский ратовал за развит дворянского хозяйства, укрепление внешней торговли на основе пер смотра таможенных пошлин в сторону их снижения. Основные идеи и предложения П.И. Ягужинского были внедрены правительством.

Большое влияние на развитие финансовой теории и практики в России оказал и граф П.И. Шувалов, который в 1740-1750 гг. подал правительству более 20 проектов по финансам, экономике, управлению и т.п. Главные его идеи заключались в следующем: считая труд крестьян основным источником богатства общества и государства, он предлагал отменить многообразные мелкие сборы и повинности, упорядочив процесс взимания подушной подати; для экономической поддержки крестьян (основных налогоплательщиков) в неурожайные годы П.И. Шувалов предлагал снижать налоги и не взыскивать недоимок за прошедшие неурожайные годы; переориентировать налоговую систему с прямых на кос венные налоги, в частности, увеличить обложение соли, установив единую цену на вино (специфическую ставку акциза, говоря современными экономическими терминами), повысив ее до 50 коп. за ведро, и снизить на этой основе ставки подушного налога; отменить все внутренние пошлины и увеличить пошлины на ввез и вывоз товаров.

Для пополнения доходов государственной казны П.И. Шувалов предлагал широко использовать монетную регалию (например, чеканить с пуд меди не 16, а 32 руб.), выступая против использования для этих целей лотерей и займов. Средства монетной регалии предназначались, в частности, на создание государственного банка (открыт в 1757 г.), которые предоставлял бы кредиты дворянам и купцам из расчета 6% годовых и с обязательным возвращением половины ссуды с процентами по ним серебряными деньгами вместо выдаваемых медных денег.

Во второй половине XVIII в. появляются и работы по теории финансов. Одной из таких работ явилось сочинение А.Я. Поленова «О постном состоянии крестьян в России», премированное в 1766 г. Вольным экономическим обществом. Автор впервые применил термин «налог» и доказал необходимость имущественного страхования. Ко всему прочему он дал критический анализ действующей российской налогов системы.

Другим видным русским ученым, занимавшимся разработкой теории финансов, был профессор Московского университета С.В. Десницкий (ученик А. Смита). Круг его исследований широк: организация и развитие мануфактурной промышленности, сельского хозяйства, торговли и кредита, выпуск денег, сбор налогов, государственный бюджет. С.В. Десницкий ввел в обиход термины «кредит», «финансы» и «бюджет». В своем проекте совершенствования финансовой политики и финансового законодательства «О узаконении финанском» С.В. Десницкий предупреждал, что «в финанских обращениях малейшая иногда ошибка может великие приключить убытки государю и бедствие народу».

В XVIII в. в России не было единого органа управления финансами. Ими руководило несколько коллегий. Практически каждый налог закреплялся за отдельным приказом и предназначался для покрытия определенного расхода (подушное обложение - источник содержания армии; кабацкие сборы - на содержание флота; соляные сборы - на дворцовые расходы и т.п.). С.В. Десницкий считал такое положение ненормальным и предложил создать единый центральный финансовый орган. Эта идея была реализована в России в 1802 г., когда было образовано Министерство финансов, что дало толчок к формированию и развитию всех звеньев финансовой системы. В XIX в. появляются и первые крупные теоретические исследования в области финансов.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.