Исчисление подоходного налога с доходов, полученных физическими лицами по операциям от реализации ценных бумаг в 2010 году

Подоходный налог исчисляется со всей суммы полученного дохода.

ПРИМЕР

Физическое лицо продало организации акции. Документы, подтверждающие наличие у плательщика расходов, кроме комиссионного вознаграждения, отсутствуют.

Определим налоговую базу.

Так как на момент исчисления и уплаты подоходного налога с доходов, полученных физическим лицом от реализации акций, организация располагает документами, подтверждающими расходы физического лица на реализацию таких бумаг в виде комиссионного вознаграждения, физическое лицо права на получение вычета в размере 10% не имеет. Налоговая база определяется как разница между суммой продажи акций и суммой комиссионного вознаграждения.

Следует обратить внимание, что при определении размера налоговой базы подоходного налога с физических лиц в соответствии с пунктом 3 статьи 156 НК плательщик при наличии оснований имеет право применить стандартный (ст. 164 НК), социальный (ст. 165 НК) и имущественный (ст. 166 НК) налоговые вычеты.

В заключение отметим, что на юридическое лицо и индивидуального предпринимателя, выплачивающих физическому лицу доход, возложена обязанность по исчислению и уплате в бюджет подоходного налога в порядке, предусмотренном статьей 175 НК. Удержание начисленной суммы налога производится юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем как налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых плательщику. А при невозможности удержать у плательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в тридцатидневный срок с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту жительства плательщика о невозможности удержания налога и сумме задолженности. Таким образом, в тех случаях, когда удержать у плательщика исчисленную сумму налога невозможно (например, когда все активы инвестора находятся в акциях), уплата налога производится в соответствии с абзацем третьим пункта 2 статьи 181 НК, т.е. непосредственно плательщиком на основании врученного налоговым органом извещения на уплату налога.

В случае, если физические лица в течение года получали доходы от реализации ценных бумаг физическим лицам, а также при получении таких доходов от источников за (из-за) пределов Республики Беларусь в соответствии со статьей 178 НК плательщики обязаны не позднее 1 марта года, следующего за отчетным налоговым периодом (календарным годом), представить в налоговый орган по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) о суммах доходов, полученных ими в течение налогового периода, и не позднее 15 мая года, следующего за отчетным налоговым периодом, уплатить исчисленный налог в бюджет.

На практике может возникнуть такая ситуация, когда с доходов, полученных физическим лицом за рубежом от реализации ценных бумаг, им был уплачен налог за границей. В этом случае в соответствии со статьей 182 НК фактически уплаченные (удержанные) плательщиком, являющимся налоговым резидентом Республики Беларусь, в соответствии с законодательством иностранного государства суммы налога с доходов, полученных в этом иностранном государстве, в установленном порядке подлежат зачету при уплате подоходного налога с физических лиц в Республике Беларусь, за исключением доходов, полученных из оффшорных зон.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.