Исчисление подоходного налога с доходов, полученных физическими лицами по операциям от реализации ценных бумаг в 2010 году

Согласно подпункту "ф" пункта 1 статьи 3 Закона Республики Беларусь "О подоходном налоге с граждан" (в редакции, действовавшей на дату приобретения акций) суммы заработной платы граждан, направляемые на приобретение акций, подоходным налогом не облагались. Несмотря на то, что подоходный налог с суммы заработной платы, направленной на приобретение акций, не удерживался, физическое лицо осуществляло расходы по их приобретению, поэтому такие расходы учитываются при определении налоговой базы.

ПРИМЕР

В 2010 г. предприятие выкупило акции у физического лица. Расчет подоходного налога с суммы дохода, полученного физическим лицом от продажи акций, произведен предприятием за вычетом только суммы оплаты услуг депозитария. Ранее эти акции были подарены физическому лицу другой организацией и при приобретении с дохода в виде подаренных акций был уплачен подоходный налог, что подтверждается имеющимися в наличии у физического лица документами.

В рассматриваемом случае физическое лицо в соответствии с частью третьей пункта 2 статьи 160 НК вправе обратиться в налоговый орган за перерасчетом неучтенных налоговым агентом расходов по приобретению акций.

Для этого по окончании налогового периода ему необходимо подать налоговую декларацию (расчет) в налоговый орган по месту жительства, приложив документы, подтверждающие оплату подоходного налога при дарении акций.

ПРИМЕР

Сбербанк России осуществляет скупку акций. Сделки купли-продажи совершаются в ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа". Белорусская организация выступает брокером продавца - физического лица на основании заключенного с ним комиссионного договора на реализацию акций. В наличии у физического лица имеются документы, подтверждающие понесенные им расходы по их приобретению.

В данном случае белорусское предприятие является налоговым агентом и при определении налоговой базы по подоходному налогу вправе из суммы дохода от реализации акций вычесть не только сумму комиссионных отчислений, но и учесть документально подтвержденные плательщиком расходы по их приобретению.

В случае, если физическим лицом не представлены налоговому агенту документы, подтверждающие его расходы по приобретению этих акций, плательщик вправе обратиться за перерасчетом в налоговом периоде к налоговому агенту либо по окончании налогового периода в налоговый орган.

Если расходы плательщика на приобретение, реализацию и хранение ценных бумаг не могут быть подтверждены документально, налоговая база определяется как разница между суммой, полученной от реализации ценных бумаг, и налоговым вычетом в размере 10% от полученного по этим операциям дохода.

ПРИМЕР

Плательщик приобрел в собственность акции предприятия, оплатив их стоимость именными приватизационными чеками "Имущество". В 2010 г. физическое лицо заключило договор комиссии с комиссионером на продажу данных акций. При продаже акций плательщик понес расходы в виде комиссионного вознаграждения и биржевого сбора.

Определим налоговую базу по подоходному налогу. В приведенном случае оплата за акции производилась именными приватизационными чеками "Имущество", которые ранее были переданы физическому лицу государством безвозмездно. Таким образом, при приобретении в собственность акций плательщик не осуществлял расходы по их приобретению.

Кроме того, в данном случае плательщик располагает документами, подтверждающими осуществление расходов, связанных с приобретением, реализацией и хранением акций, поэтому права на вычет в размере 10% он не имеет.

В этом случае налоговая база исчисляется как полученный доход от продажи акций за минусом комиссионного вознаграждения и биржевого сбора.

ПРИМЕР

В 2008 г. плательщик получил в дар от матери ценные бумаги.

Впоследствии в 2010 г. вышеуказанные ценные бумаги были проданы им организации.

Определим налоговую базу.

Ценные бумаги плательщик приобрел в собственность по договору дарения от близкого родственника, поэтому при приобретении с сумм полученного дохода подоходный налог им не уплачивался. Так как плательщик не осуществлял расходы на приобретение ценных бумаг, что подтверждается договором дарения, он не вправе применить налоговый вычет в размере 10%.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.