Структура и принципы налоговой системы РФ

Каждый из предложенных структурных элементов налоговой системы имеет функциональные связи с другими элементами налоговой системы, а также собственные подсистемы.

Под системным исследованием предметов и явлений окружающего мира (в широком смысле) понимают такой метод, при котором они рассматриваются как части или элементы определенного целостного образования. Эти части, взаимодействуя друг с другом, определяют новые целостные свойства системы, которые могут отсутствовать у отдельных ее элементов. Однако главное, что определяет систему, - это взаимосвязь и взаимодействие ее частей в рамках целого. При этом каждый элемент нужно также рассматривать как определенную целостность, состоящую из частей, и исследовать как систему (концепция системного метода).

Предложенные схемы дают наиболее полное представление о налоговой системе как о совокупности определенных функциональных структурных системообразующих элементов и связей между ними, что позволяет уловить взаимозависимость между этими подсистемами, а также проявить комплексный подход к анализу и оценке налоговой системы государства с учетом интересов федеральных, региональных и местного характера (возможен анализ структуры региональной налоговой системы или ее аналога местного уровня).

Исходя из предложенных подходов и структурных схем, возможна последующая работа по уточнению содержания понятий « налоговая система» и «система налогообложения», а также дальнейшее совершенствование понятийного аппарата налогового права и налогообложения и выработка единой позиции по данной проблематике.

Действующая в Российской Федерации система налогов и сборов установлена налоговым кодексом РФ и строится в соответствии с государственным устройством Российской Федерации. Она включает три уровня: федеральный, региональный и местный. Важно отметить, что критерием выделения видов налогов и сборов является не то, куда (точнее, в какой бюджет) поступают соответствующие налоговые доходы. Распределение и перераспределение налоговых поступлений - отношения, регулируемые нормами бюджетного права. Основными критериями законодательного выделения видов налогов и сборов в Российской Федерации являются законодательный источник установления налога (сбора) и территория, на которой он взимается.

Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним в соответствии с действующей редакцией ст. 13 налоговым кодексом РФ относятся:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- налог на наследование или дарение;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

Региональные налоги (налоги субъектов Российской Федерации) обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 14 налогового кодекса РФ к региональным налогам относятся налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес и транспортный налог.

Региональные налоги вводятся и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с налоговым кодексом РФ и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.