Структура и принципы налоговой системы РФ

правовая база налоговой системы - совокупность нормативно-правовых актов, регулирующих налоговые и иные связанные с ними правоотношения, системообразующие связи и функционирование элементов налоговой системы;

система налогообложения - составная часть (подсистема) налоговой системы, структурный состав которой образуют правовая база налогообложения, система налогов и сборов, система управления налогообложением, система органов налогового администрирования, система сбора налогов и сборов, система оказания содействия органам налогового администрирования;

система налоговой безопасности - органы внутренних дел, таможенные органы, органы безопасности, органы прокуратуры;

система судебного разрешения налоговых споров - мировые судьи, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ и Конституционный Суд РФ;

система исполнения юрисдикционных решений - территориальные органы Федеральной службы судебных приставов и структуры, оказывающие им содействие в исполнении судебных и юрисдикционных решений налоговых органов и органов, наделенных соответствующими полномочиями;

система оказания юридической помощи участникам налоговых правоотношений - адвокатура, нотариат, консультации;

научная база налогообложения и налогового права - субъекты научного анализа и поиска решений проблем налогового права и налогообложения, включающая вузы, научные центры и группы ученых, исследующих проблемы налоговых отношений.

При этом система налогообложения имеет следующий состав:

правовая база налогообложения - совокупность нормативно-правовых актов федерального, регионального, местного, а также международного значения, регулирующих отношения, возникающие в связи с установлением, введением и взиманием налогов и сборов;

система налогов и сборов - совокупность установленных, введенных на соответствующих территориях и взимаемых налогов и сборов;

система управления налогообложением - Президент РФ, Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания РФ, а также аналогичные институты на уровне субъектов РФ и местного самоуправления;

- система органов налогового администрирования - Правительство РФ, финансовые органы (Минфин России, финансовые подразделения администраций субъектов РФ и муниципалитетов), налоговые органы и органы, которые пользуются правами и несут обязанности налоговых органов (например, при перемещении товаров через таможенную границу Российской Федерации в соответствии со ст. 34 НК РФ), а также имеют подсистемы учета налогоплательщиков и плательщиков сборов, контроля исполнения налоговой обязанности и др.;

система оказания содействия органам налогового администрирования - органы учета, регистрации и лицензирования, банки, эксперты, специалисты, переводчики, понятые, свидетели;

система сбора налогов и сборов - уполномоченные органы, осуществляющие прием от налогоплательщиков и плательщиков сборов средств в уплату налогов и сборов и перечисление их в бюджеты и государственные внебюджетные фонды.

Несмотря на то, что положения ст. 25 «Сборщики налогов и (или) сборов» НК РФ утратили силу с 1 января 2007 г., полагаем неоправданным исключать из схемы прохождения денежных средств в виде налогов и сборов структуры, в которых эти денежные средства классифицируются как налоговые поступления.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6 7


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.