Сущность налогов и их роль в экономике государства

Налоговые отношения, реализуемые в рамках фискальной функции, порождают противоречие экономических интересов налогоплательщика и государства по поводу объема налоговых изъятий. Разрешение этого противоречия посредством установления оптимального размера изъятий, является важнейшей задачей налоговой политики государства. При этом гармонизации налоговой системы, избранный макроэкономический уровень налогообложения должен соответствовать средней величине налоговых изъятий у налогоплательщиков.

Объективные налоговые отношения в реальной экономической среде принимают вид конкретных налоговых форм, с присущим каждой из них соответствующим объектом и базой обложения. Формирование налоговой системы, как совокупности налогов, требует оценки их фискальных достоинств. При этом все многообразие применяемых налоговых форм базируется, по существу, на следующих положениях:

· финансовым источником налогов является доход обособленного от государства собственника;

· налогом облагается текущий доход плательщика и доход прошлых периодов, принявший форму накопленного имущества;

· налогообложение дохода может осуществляться либо в связи с фактом его получения, либо в момент его потребления, а налогообложение имущества - либо в процессе обладания им при реализации права собственности, либо в момент приращения имущества.

Регулирующая функция проявляется в процессе воздействия налоговых отношений на макроэкономические пропорции и поведение хозяйствующих субъектов. Эта функция призвана реализовать не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть - плательщик), но и отношения экономических агентов между собой.

Регулирующая функция налоговых отношений детерминирована восприимчивостью экономических агентов к решениям органов власти, воздействующим на объем и структуру ресурсов налогоплательщиков и, тем самым, на их производственные и инвестиционные решения, определяющие, в конечном итоге, макроэкономические показатели развития общества.

Объективной основой регулирующей функции являются налоговые отношения по поводу перераспределения части доходов хозяйствующего субъекта, обусловленные необходимостью обеспечения определенных макроэкономических и микроэкономических пропорций. Структура этих отношений более сложна, нежели та, которая реализуется в рамках фискальной функции. Здесь находят выражение не только отношения между плательщиком и налогооблагающим субъектом, но и отношения между группами субъектов, к которым применяются дифференцированные условия налогообложения, поскольку любое регулирующее воздействие влечет за собой перераспределение финансовых ресурсов одних плательщиков в пользу других. В то время как степень реализации фискальной функции характеризуется размером налоговых изъятий, реализация регулирующей функции, напротив, должна быть оценена величиной финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении налогоплательщика.

Налоговые отношения, реализуемые в рамках регулирующей функции, характеризуются объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении налогоплательщика и обладают сложной структурой, включающей в себя как вертикальные, так и горизонтальные связи. Эти отношения порождают противоречия экономических интересов налогооблагающего и облагаемого субъектов, которые осложняются противоречием интересов налогоплательщиков, подвергающихся дифференцированному обложению. Разрешение этих противоречий есть необходимое условие успешной реализации регулирующей функции.

Социальная функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами рыночного саморегулирования, посредством перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе. Она базируется на сложной системе экономических отношений, включающих в себя как вертикальные (власть - плательщик, федерация - регион - муниципалитет), так и горизонтальные связи между экономическими агентами, между субъектами Федерации.

Социальная функция детерминирована потребностью поддержания социальной стабильности, служащей предпосылкой эффективного экономического развития. Ее основой являются перераспределительные отношения, обеспечивающие решение задач, лежащих за пределами рыночного саморегулирования. При этом, увязывая налоговые отношения с переходом права собственности на часть финансовых ресурсов от налогоплательщика к государству, мы не рассматриваем здесь обратное движение ресурсов в форме их вторичного распределения (трансфертов, субсидий, бюджетного финансирования) от государственного бюджета к налогоплательщику.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.