Сущность налогов и их роль в экономике государства

Сравнительный анализ налоговой системы РФ и иностранных государств

Независимо от уровня вмешательства любое государство осуществляет регулирование экономики страны посредством бюджетно-налоговой системы. Как известно, экономические отношения охватывают отношения поводу производства, распределения, обмена и потребления, производимых в обществе благ, и в рамках определенной экономической системы детерминированы отношениями собственности, сложившимися в обществе в конкретно-исторических условиях. Характерное для современного этапа многообразие форм собственности на факторы производства порождает сложную систему отношений между субъектами собственности по поводу присвоения созданного продукта. При этом, в какой бы форме ни возникали права собственности (владения, пользования, распоряжения или их совокупности), доход, полученный в результате их реализации, принадлежит субъекту собственности, обособленному от государства.

Налоговые отношения, как известно, складываются в распределительной фазе воспроизводства, воздействуя при этом, посредством прямых и обратных связей, на прочие фазы процесса. Специфика налоговых отношений, в частности, проявляется в том, что государство в целях формирования общего фонда ресурсов для финансирования мер, создающих условия удовлетворения общественных потребностей и реализации коренных экономических интересов, претендует на часть дохода обособленных собственников. При этом ресурсы, изымаемые в пользу общества, поступают в распоряжение его властных структур в соответствии с их компетенцией, определенной законом. Отношения собственности непосредственно определяют налоговые отношения, что позволяет отнести их к экономическим, сущность которых заключается в перераспределении дохода налогоплательщика в процессе перехода права собственности на часть этого дохода, к государству в лице властных институтов общества.

Налоговым отношениям, реализующим этот процесс, присуща сложная многоуровневая структура, обладающая разветвленными пространственно-функциональными взаимосвязями. В первую очередь, здесь следует выделить отношения между налогоплательщиком и налогооблагающим субъектом, являющиеся основой формирования налоговых доходов общества. Эти отношения определяются различным объемом прав и обязанностей их субъектов и носят характер иерархической подчиненности, обусловливающей направление движения финансовых потоков от налогоплательщика к властным институтам общества.

Организация и структура бюджетной системы определяется бюджетным устройством государства и включает в себя бюджеты различных уровней. В условиях федерального государства бюджетная система представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В соответствии с бюджетной структурой все взимаемые налоги и сборы распределены и закреплены за определенным уровнем.

В США и некоторых европейских странах федеральные налоги (дающие наиболее крупные и стабильные поступления) направляются в федеральный бюджет. Местные органы управления имеют собственные источники финансовых ресурсов в виде местных налогов, которые дополняют субсидии вышестоящих бюджетов. В большинстве других европейских стран федеральные налоги формируют сразу два или три уровня бюджета, распределяясь между бюджетами в определенном соотношении. Местные налоги играют вспомогательную роль.

Кроме того, налоги могут подразделяться по форме аккумуляции на общие (бюджетные) - представляют собой основную массу взимаемых в любой налоговой системе обязательных платежей как физических, так и юридических лиц, и специальные (внебюджетные, целевые) - имеют строгое целевое назначение и закреплены за определенными видами расходов.

В настоящее время преобладает взгляд на налог как на способ реализации преимущественно фискальных интересов. Налог обычно рассматривают как обязательный взнос в бюджет, взимаемый в соответствии с законом.

Некоторые авторы при определении налога акцентируют внимание на факте отчуждения собственности в пользу государства. Близкий подход демонстрирует налоговый Кодекс, называя налогом - (безвозмездный платеж, взимаемый с лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств».

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.