Теоретические основы налогообложения малых предприятий

Из данных таблицы 1.1 видно, что в некоторых странах помимо общих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса существуют также особые критерии, переводящие малое предприятие в льготную категорию, как, например, в США и Великобритании.

Для большинства предприятий в развитых странах в виду их массовости и небольшого дохода принят особый режим налогообложения. Это отражает их главную особенность и имеет свои причины. Малый бизнес является важнейшей сферой функционирования экономики, отличаясь гибкостью. И легче крупных приспосабливаются к изменяющейся конъюнктуре рынка. Развитие малого предпринимательства в том числе и средствами налогово-дотационной политики позволяет увеличить занятость населения и улучшить социальную атмосферу в обществе. Это является важным элементом внутренней политики стран - формирование слоя независимых самостоятельных предпринимателей, осознающих свои проблемы и интересы, простившихся с иждивенческой психологией и заинтересованных в развитии окружающей их экономической среды, что улучшает жизнь человеческих групп и сообществ. Упрощение налогообложения и, соответственно, учета позволяет улучшить условия функционирования малого предпринимательства в том числе и за счет снижения затрат (как финансовых, так и трудовых) на ведение учета и расчет налогов.

Важной составляющей налоговой политики и некоторым свойством данного сектора экономики является пресечение и предупреждение уклонения от налогообложения. Если легальный уход от налогов путем использования лазеек в законодательстве в большей степени доступен крупным налогоплательщикам, как юридическим лицам, так и физическим, то уклонение от налогов путем сокрытия выручки, предоставления недостоверной отчетности или непредоставления ее вообще, ведение бизнеса без регистрации свойственны именно малому предпринимательству. Вероятно, что причинами этого является большая вероятность избежать наказания и когда ожидаемая денежная «экономия» от уклонения с учетом вероятности обнаружения нарушений и наказания превышает издержки, связанные с уплатой налогов, включающие в себя кроме собственно налоговых сумм, причитающихся к уплате, еще и издержки по ведению и предоставлению отчетности. Если издержки законопослушания неизменны в определенном промежутке изменения декларируемого дохода от нуля до некоторой суммы и достаточно высоки, они могут приводить к полному отказу от декларирования.

Упрощенные системы учета приводят к снижению этих издержек для налогоплательщиков, а также соответствующих административных издержек по проверке применяющих эти методы налогоплательщиков. Снижения объемов уклонения от налогообложения можно добиться еще и за счет того, что признаки, на основании которых рассчитывается вмененный доход, может быть сложнее скрыть или исказить, чем те, на которых основывается вычисление налогооблагаемого дохода в соответствии с общепринятым бухгалтерским учетом. В свою очередь снижение объемов уклонения от налогообложения может служить более справедливому распределению налогового бремени.

Как показывает мировой опыт, возможны два основных подхода к налогообложению малого предпринимательства. Первый заключается в сохранении всех видов налогов для малых предприятий, но предусматривает упрощение порядка их расчетов (включая упрощенные методы определения налоговой базы и методы ведения учета) и взимания (периодичность, освобождение от авансовых платежей и т. д.). Второй подход предполагает оценку на основе косвенных признаков потенциального дохода налогоплательщиков и установление фиксированных платежей в бюджет, заменяющих некоторые налоги. Главным критерием оценки предложений в области упрощения налогообложения должно быть отсутствие в таких предложениях возможностей уклонения от налогов для предприятий, не относящихся к категории малых.

При замене любого из взимающихся при обычном режиме налогообложения налогов на другой налог, для обложения которым применяются упрощенные методы, возникает проблема оценки базы налога таким образом, чтобы при выполнении определенных предпосылок база налога - заменителя была близка базе исходного налога.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.