Теоретические основы налогообложения малых предприятий

Порядок рассмотрения системы налогообложения малого предпринимательства требует ясного представления о месте данной группы субъектов хозяйствования в экономике Российской Федерации, а также знания его особенностей. Необходимо рассмотреть статистические показатели и особенности, которые тесно связаны с налогообложением и исчислением сумм налогов.

Малый бизнес, по сути, представляет достаточно многочисленное сообщество мелких собственников, предприимчивых и самостоятельных личностей, определяющих важнейшие макроэкономические параметры, социально-экономический и политический климат в стране. Данной деятельностью заняты совершенно разные социальные классы, группы и слои общества, и в силу своей массовости здесь производится большинство товаров нашей экономики, а также потребляется большая часть произведённого. Этот же сектор экономики непосредственно связан с массовым потребителем - физическими лицами, который в силу небольших размеров составляющих его единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка, подстраиваясь к потребностям широких социальных групп.

Существует мнение, что крупные предприниматели не могут обеспечить потребности каждого человека в рамках возможного его проживания, в частности тех, кто живет вдали от больших городов. Потому значение малого предпринимательства для большой доли населения любой страны, в том числе России, приобретает мотив жизненно важной деятельности для всеобщего существования и развития. При тех же условиях на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование рынков и сохранение конкуренции на них, препятствуя монополизации. Потому такая большая роль малого предпринимательства для всей экономики, и дуализм его роли: как средства обеспечения жизни в отдельных районах - эффективная эксплуатация ниш, где не могут работать крупные предприятия, и равновесное дополнение крупных предприятий с целью обеспечения ими не охваченного ими спектра потребления. Малый бизнес и крупный взаимодополняют друг друга.

Существуют критерии размерности предприятий, которые позволяют их относить по классификации - «большие, средние, малые», соответственно, по ряду параметрических признаков. Это используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора малых предприятий, в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития. В большинстве стран, в том числе и в Российской Федерации, выделяющих сектор малого предпринимательства, используются преимущественно три показателя:

численность работников;

годовой оборот (объем продаж);

валюта баланса.

Большинство стран Европы, в том числе РФ, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом. В итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками. В Таблице 1.1 проведено небольшое сопоставление критериев отнесения предприятий, где показаны основные показатели, являющиеся важными для указанных государств.

Таблица 1.1

Критерии отнесения предприятий к категории малых в развитых странах

Страна

Предельная численность занятых

Прибыль в национальной валюте

Выручка

Учредители

Особые условия

кол-во чел.

отрасль

сумма

отрасль

США

250 - 1500

производство

-

3,5-14,5 млн. долл.

услуги

независимый владелец

самостоятельное управление; не доминирует в своем секторе

Критерий АМБ

500

оптовая торговля

-

3,5-13,5 млн. долл.

S-корпорация

35

ограничений нет

-

доля выручки от производственной деятельности в общей выручке не менее 75%

только частные лица; только резиденты

независимый владелец и управляющий

Канада

100

все отрасли народного хозяйства

200 долл.

2,0-20,0 млн долл.

-

-

-

Англия Общие критерии

250

все отрасли народного хозяйства

-

11,2 млн. фунтов стерлингов

-

-

стоимость активов менее 5,6 млн. фунтов стерлингов

Льготные критерии

200

все отрасли народного хозяйства

300 фунтов стерлингов

-

-

-

-

Франция

50

все отрасли народного хозяйства

-

500 млн франков

промышленность

не менее 50% капитала принадлежит частным лицам

-

100 млн франков

другие отрасли

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.