Теоретические основы налогообложения малых предприятий
Порядок рассмотрения системы налогообложения малого предпринимательства требует ясного представления о месте данной группы субъектов хозяйствования в экономике Российской Федерации, а также знания его особенностей. Необходимо рассмотреть статистические показатели и особенности, которые тесно связаны с налогообложением и исчислением сумм налогов.
Малый бизнес, по сути, представляет достаточно многочисленное сообщество мелких собственников, предприимчивых и самостоятельных личностей, определяющих важнейшие макроэкономические параметры, социально-экономический и политический климат в стране. Данной деятельностью заняты совершенно разные социальные классы, группы и слои общества, и в силу своей массовости здесь производится большинство товаров нашей экономики, а также потребляется большая часть произведённого. Этот же сектор экономики непосредственно связан с массовым потребителем - физическими лицами, который в силу небольших размеров составляющих его единиц и их управленческой гибкостью позволяет быстро и эффективно реагировать на постоянно изменяющуюся конъюнктуру рынка, подстраиваясь к потребностям широких социальных групп.
Существует мнение, что крупные предприниматели не могут обеспечить потребности каждого человека в рамках возможного его проживания, в частности тех, кто живет вдали от больших городов. Потому значение малого предпринимательства для большой доли населения любой страны, в том числе России, приобретает мотив жизненно важной деятельности для всеобщего существования и развития. При тех же условиях на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование рынков и сохранение конкуренции на них, препятствуя монополизации. Потому такая большая роль малого предпринимательства для всей экономики, и дуализм его роли: как средства обеспечения жизни в отдельных районах - эффективная эксплуатация ниш, где не могут работать крупные предприятия, и равновесное дополнение крупных предприятий с целью обеспечения ими не охваченного ими спектра потребления. Малый бизнес и крупный взаимодополняют друг друга.
Существуют критерии размерности предприятий, которые позволяют их относить по классификации - «большие, средние, малые», соответственно, по ряду параметрических признаков. Это используются там, где требуется формальное четкое определение границ сектора малых предприятий, в частности в законодательстве; для организации статистического наблюдения за сектором; при разработке программ развития. В большинстве стран, в том числе и в Российской Федерации, выделяющих сектор малого предпринимательства, используются преимущественно три показателя:
−
численность работников;
−
годовой оборот (объем продаж);
−
валюта баланса.
Большинство стран Европы, в том числе РФ, ориентируются на критерии, принятые Европейским Союзом. В итоге в налоговом законодательстве большинства развитых стран при определении понятия «малое предприятие» в качестве базовых используются количественные показатели, но они почти всегда дополняются качественными характеристиками. В Таблице 1.1 проведено небольшое сопоставление критериев отнесения предприятий, где показаны основные показатели, являющиеся важными для указанных государств.
Таблица 1.1
Критерии отнесения предприятий к категории малых в развитых странах
Страна |
Предельная численность занятых |
Прибыль в национальной валюте |
Выручка |
Учредители |
Особые условия | ||
кол-во чел. |
отрасль |
сумма |
отрасль | ||||
США |
250 - 1500 |
производство |
- |
3,5-14,5 млн. долл. |
услуги |
независимый владелец |
самостоятельное управление; не доминирует в своем секторе |
Критерий АМБ |
500 |
оптовая торговля |
- |
3,5-13,5 млн. долл. | |||
S-корпорация |
35 |
ограничений нет |
- |
доля выручки от производственной деятельности в общей выручке не менее 75% |
только частные лица; только резиденты |
независимый владелец и управляющий | |
Канада |
100 |
все отрасли народного хозяйства |
200 долл. |
2,0-20,0 млн долл. |
- |
- |
- |
Англия Общие критерии |
250 |
все отрасли народного хозяйства |
- |
11,2 млн. фунтов стерлингов |
- |
- |
стоимость активов менее 5,6 млн. фунтов стерлингов |
Льготные критерии |
200 |
все отрасли народного хозяйства |
300 фунтов стерлингов |
- |
- |
- |
- |
Франция |
50 |
все отрасли народного хозяйства |
- |
500 млн франков |
промышленность |
не менее 50% капитала принадлежит частным лицам |
- |
100 млн франков |
другие отрасли |