Финансовая отчетность как основа информационной системы финансового управления предприятием

Статьей 15 Закона «О бухгалтерском учете» определен перечень пользователей бухгалтерской отчетности, которым отчетность представляется в обязательном порядке. Это учредители, участники организации или собственники ее имущества, территориальные органы государственной статистики. Кроме того, организации обязаны представлять бухгалтерскую отчетность (в том числе и годовую) в налоговые органы. Это требование зафиксировано в пп. 4 п. 1 ст. 23 НК РФ.

Организации, создавшие обособленные подразделения, должны представлять бухгалтерскую отчетность дополнительно и в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений. Это положение следует из п. 1 ст. 83 НК РФ, которым предусмотрена постановка на налоговый учет организации по месту нахождения ее обособленных подразделений. Таким образом, в налоговом органе по месту нахождения каждого из обособленных подразделений на учете состоит сама организация, а не ее обособленное подразделение.

Поэтому организации, имеющие обособленные подразделения, обязаны представлять в налоговые органы по месту нахождения обособленных подразделений бухгалтерскую отчетность головной организации.

За нарушение сроков представления отчетности или ее непредставление на организацию налагается ответственность, предусмотренная п. 1 ст. 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ.

Помимо этого за непредставление бухгалтерской отчетности или отказ от ее представления в государственные контролирующие органы предусмотрена и административная ответственность. Статьей 15.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за такие нарушения на должностных лиц организации налагается штраф в сумме от трех до пяти МРОТ (от 300 до 500 руб.).

Финансовая отчетность подразделяется на виды в зависимости:

) от периода составления (месячная, квартальная, годовая отчетность);

) от органа представления (финансовую отчетность представляют не только в налоговые органы, но также инвесторам и кредитным организациям);

) от отрасли организации, отчетность которой составляется;

) от того, получает ли организация, составляющая отчетность, бюджетные средства. Так, организациям, получающим бюджетные средства, в составе бухгалтерской отчетности необходимо представлять отчетную информацию о характере использования бюджетных средств по формам, установленным Министерством финансов Российской Федерации;

) от того, подлежит ли организация обязательному аудиту. В случае если организация самостоятельно приняла решение о проведении аудита бухгалтерской отчетности, аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности, также может быть включено в состав бухгалтерской отчетности;

) от масштабов предприятия. Так, малые предприятия имеют право не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5), пояснительную записку;

) является ли организация коммерческой или некоммерческой. Так, некоммерческие организации могут не представлять в составе бухгалтерской отчетности Отчет об изменениях капитала (форма №3), Отчет о движении денежных средств (форма №4), Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5) при отсутствии соответствующих данных. Некоммерческим организациям рекомендуется включать в состав бухгалтерской отчетности Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

В состав годовой бухгалтерской отчетности включаются следующие формы: Бухгалтерский баланс (форма №1); Отчет о прибылях и убытках (форма №2); Отчет об изменениях капитала (форма №3); Отчет о движении денежных средств (форма №4); Приложение к Бухгалтерскому балансу (форма №5).

Бухгалтерский баланс в отличие от других отчетных форм, содержащих определенную информацию об изменениях отдельных объектов учета или хозяйственных процессах, содержит информацию о состоянии хозяйственных средств и источниках их образования на определенную дату как результате хозяйственной деятельности. Поэтому отдельные статьи баланса, характеризующие состояние средств на начало года и конец отчетного периода, служат для контроля и взаимоувязки показателей других форм отчетности, отражающих движение отдельных видов средств или их назначение.

Помимо вышеуказанных форм в состав отчетности включаются Пояснительная записка и аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.