Проблемы исполнения доходной части бюджета и пути их решения

) в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством сроки зачисления платежей и сроки осуществления возвратов излишне уплаченных сумм заданы жестко. Нарушение сроков является основанием для наложения соответствующих штрафных санкций. Поэтому вопрос своевременного обмена необходимыми документами между АДБ и органами ФК стоит достаточно остро. В связи с этим заслуживает внимания проблема организации качественного электронного документооборота (далее - ЭД);

) система ЭД "Центр-КС (модуль СЭД)" (далее - СЭД), используемая в настоящий момент, сокращает сроки обмена документами с ФК, но во многом несовершенна и находится в стадии постоянной доработки. Вместе с доработкой используемого прикладного программного обеспечения в стадии доработки находятся и технологические регламенты, по которым работают органы ФК. В настоящее время обмен документами между органами ФК и АДБ производится в электронном виде с применением электронных цифровых подписей. Задача внедрения новой, более совершенной, системы ЭД впервые была поставлена в 2008 г. и с тех пор присутствует в перечне основных задач ФК на соответствующий год. В рамках модернизации казначейской системы с 2010 г. начался процесс постепенного перевода АДБ на разработанную корпорацией Oracle Систему удаленного финансового документооборота (далее - СУФД), которая придет на смену СЭД. Если между АДБ и органом ФК установлен электронный документооборот, то значительно расширяется перечень документов, которые органы ФК направляют АДБ. Приказом Минфина России от 05.09.2008 N 92н предусмотрена возможность предоставления АДБ документа "Справка о перечислении поступлений в бюджеты" (далее - Справка). При отсутствии электронного документооборота данная Справка направляется АДБ один раз в месяц, а при наличии ЭД - ежедневно. Если главным АДБ необходимы сводные данные по подведомственным АДБ, то по обращению главного АДБ при наличии электронного документооборота орган ФК может направлять документ "Сводные сведения по данным лицевых счетов подведомственных администраторов доходов бюджета главного администратора .". При наличии электронного документооборота и соответствующего письменного запроса администратора ему может предоставляться документ "Выписка из сводного реестра поступлений и выбытий". Помимо обмена бюджетными данными, система электронного документооборота позволяет также доводить до АДБ нормативно-справочную информацию: справочники банков, коды бюджетной классификации, справочник лицевых счетов и т.д. В случае необходимости имеется возможность обмениваться сообщениями в произвольном, неструктурированном формате. Юридическая значимость обеспечивается использованием электронных цифровых подписей (далее - ЭЦП) и регулируется Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой подписи". Федеральным казначейством создана вся необходимая сопутствующая инфраструктура: система ведомственных удостоверяющих центров ФК, разработан типовой договор обмена документами в электронном виде, учитывающий все требования, при выполнении которых электронный документ, подписанный ЭЦП, признается равнозначным бумажному документу, заверенному собственноручной подписью;

) главной проблемой при исполнении федерального бюджета по доходам является наличие поступлений, которые органы ФК вынуждены относить к невыясненным. Для уменьшения их объема ФК в целях уточнения невыясненных поступлений, зачисляемых в федеральный бюджет, осуществляет определение предполагаемых АДБ и направляет им в установленном порядке информацию о невыясненных поступлениях в виде документа "Запрос на выяснение принадлежности платежа";

) проблемой остается наличие случаев уплаты процентов при нарушении сроков возврата (возмещения) из федерального бюджета излишне уплаченных (взысканных) платежей. Нарушение сроков может происходить по причине несвоевременной реакции АДБ на заявление плательщика и, как следствие, несвоевременного направления в органы ФК документа "Заявка на возврат" либо по причине несвоевременной отправки органами ФК платежного поручения, соответствующего документу "Заявка на возврат", в учреждение Банка России. Задачей ФК является минимизация таких случаев. Для решения данной проблемы ФК принимало непосредственное участие в разработке Приказа Минфина России от 12.11.2007 N 103н "О внесении изменений в Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации .". Одно из принципиальных положений этого Приказа - установление порядка перечисления средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета ФК, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.