Исчисление налога на недвижимость организациями при заключении договора аренды здания

При приобретении организациями в течение года зданий, сооружений либо возникновении зданий и сооружений годовая сумма налога на недвижимость увеличивается на суммы налога на недвижимость, исчисленные исходя из остаточной стоимости приобретенных зданий, сооружений либо стоимости зданий и сооружений сверхнормативного незавершенного строительства на 1-е число первого месяца квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое приобретение (возникновение), и ставки налога на недвижимость, рассчитываемой на основании годовой ставки пропорционально числу полных кварталов, оставшихся до окончания текущего календарного года.

Таким образом, организации, арендующие здания или сооружения у физических лиц, уплачивают налог на недвижимость по этим зданиям или сооружениям начиная с квартала, следующего за кварталом, в котором организации-арендатору передан объект аренды. Налог по указанным зданиям прекращает уплачиваться с квартала, следующего за кварталом, в котором срок действия договора аренды истек либо этот договор был досрочно расторгнут.

Срок подачи налоговой декларации (расчета) по налогу на недвижимость установлен не позднее 20 января текущего года. Показатели, применяемые для оценки зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам, как отмечалось ранее, устанавливаются позднее указанной даты, т.е. организации представляют в налоговые органы указанные декларации по сроку 20 января фактически исходя из оценки зданий и сооружений на 1 января прошлого года.

Во избежание начисления организациям-арендаторам пени за несвоевременную уплату налога на недвижимость пунктом 3-1 статьи 52 НК установлено, что пени не начисляются на суммы налога на недвижимость, подлежащие доплате согласно налоговым декларациям (расчетам) по налогу на недвижимость, представленным не позднее 1 апреля текущего года также по результатам пересчета налога на недвижимость в соответствии с пунктом 2 статьи 187 НК. Эта норма применяется при условии полной уплаты подлежащих доплате сумм налога на недвижимость не позднее 10 апреля текущего года.

Организации, арендующие здания или сооружения у физических лиц, вправе применять ряд льгот, установленных законодательством.

Так, согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 186 НК освобождаются от налога на недвижимость здания и сооружения социально-культурного назначения и жилищного фонда местных Советов депутатов, организаций.

Организации, признаваемые плательщиками налога на недвижимость в отношении зданий и сооружений, расположенных на территории Республики Беларусь и взятых в аренду, иное возмездное или безвозмездное пользование у физических лиц, вправе использовать данную льготу по таким зданиям и сооружениям.

Введение указанной нормы обусловлено тем, что, например, статус здания и сооружения социально-культурного назначения тот или иной объект приобретает в связи с деятельностью, осуществляемой при его участии. Поэтому здание или сооружение, принадлежащее физическому лицу, выполняет социально-культурные функции только после того, как оно сдается в аренду организации, осуществляющей соответствующие виды деятельности.

По зданиям и сооружениям жилищного фонда, арендуемым у физических лиц, следует отметить, что для применения льготы по налогу на недвижимость необходимо выполнение следующего условия: арендуемые жилые помещения в многоквартирных жилых домах льготируются только при условии, что они используются для проживания физическими лицами.

В соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 186 НК льготируются здания и сооружения, используемые в предпринимательской деятельности республиканского унитарного предприятия почтовой связи "Белпочта". Таким образом, при заключении договора аренды данной организацией или ее структурными подразделениями с физическим лицом (в том числе индивидуальным предпринимателем) по арендуемым зданиям и сооружениям, используемым в предпринимательской деятельности, налог на недвижимость не исчисляется.

Следует подчеркнуть, что пунктом 3 статьи 189 НК установлена обязанность для организации представлять в налоговые органы по месту постановки на учет копии заключенных с физическими лицами договоров аренды здания или сооружения (их части), иного их возмездного или безвозмездного пользования. Данные копии должны быть представлены в течение тридцати дней с даты заключения таких договоров.

Перейти на страницу:
1 2 3 


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.