Исчисление налога на недвижимость организациями при заключении договора аренды здания

По итогам работы организации по государственной регистрации не позднее 1 марта текущего года представляют в местные исполнительные комитеты и соответствующие налоговые органы сводную ведомость оценки зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам;

оценка зданий и сооружений производится налоговыми органами по стоимости, определяемой путем индексации стоимости зданий и сооружений, примененной в качестве объекта налогообложения в предыдущем году, с использованием коэффициентов переоценки зданий и сооружений.

Данные коэффициенты утверждаются Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и доводятся до сведения Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и Государственного комитета по имуществу Республики Беларусь не позднее 10 февраля текущего года. На 1 января 2011 г. такие коэффициенты установлены постановлением Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 8 февраля 2011 г. N 3 "Об установлении коэффициентов переоценки зданий и сооружений - коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений, принадлежащих физическим лицам";

оценка зданий и сооружений производится налоговыми органами по стоимости, определяемой исходя из расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения на начало года и общей площади оцениваемого здания либо сооружения, учитывая коэффициенты качества среды и коэффициенты типа населенного пункта, при отсутствии сведений об оценочной стоимости зданий и сооружений.

Местные исполнительные комитеты не позднее 1 марта текущего года представляют в налоговые органы расчетную стоимость одного квадратного метра типового здания или сооружения на начало года;

в качестве налоговой базы принимается стоимость, указанная в заключении об оценке (по рыночной стоимости) зданий и сооружений на 1 января текущего года, выданном оценщиком (индивидуальным предпринимателем либо работником индивидуального предпринимателя или юридического лица), имеющим свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки. Такое заключение представляется до 1 ноября года, за который исчисляется налог на недвижимость.

Наиболее часто применяются методы оценки, осуществляемые согласно Положению налоговыми органами (т.е. с применением коэффициентов переоценки или расчетной стоимости одного квадратного метра).

Однако, обращаясь в налоговые органы с запросом об оценке того или иного арендуемого здания, организации-арендаторы должны учитывать следующее.

Согласно положениям статьи 79 НК сведения о стоимости здания или сооружения, принадлежащего физическому лицу, составляют налоговую тайну, поэтому в адрес организации-арендатора не направляются. Указанные сведения направляются физическому лицу - собственнику имущества.

В информации, направляемой в адрес физического лица, указывается метод оценки (оценка здания или сооружения произведена организацией по государственной регистрации либо налоговым органом: путем индексации стоимости здания или сооружения; исходя из расчетной стоимости одного квадратного метра типового здания или сооружения), примененный для исчисления налога на недвижимость с физических лиц.

Организация-арендатор, обратившись в налоговый орган за информацией о стоимости арендованного недвижимого имущества, может получить соответствующую информацию (после ее направления налоговым органом в адрес собственника) непосредственно от собственника имущества.

В налоговом органе может отсутствовать информация о стоимости здания или сооружения, принадлежащего физическому лицу, например, по причине того, что физическое лицо не является плательщиком налога на недвижимость. В этом случае для получения информации об оценке здания, сооружения необходимо обратиться в организацию по государственной регистрации или к оценщику (организации либо индивидуальному предпринимателю), имеющему свидетельство об аттестации оценщика на право проведения независимой оценки соответствующего вида объекта оценки.

Организации-арендаторы по договоренности с физическими лицами - собственниками зданий и сооружений вправе указывать в договорах оценку арендуемых зданий и сооружений, определенную как после обращения в компетентные органы за заключением о стоимости таких зданий и сооружений, так и самостоятельно, в том числе, например, путем применения коэффициентов изменения стоимости зданий и сооружений к оценке данных объектов, проведенной компетентными органами в предыдущие годы.

В этом случае требования пункта 2 статьи 187 НК по соответствию стоимости зданий или сооружений, установленной в договоре аренды, стоимости, определяемой для физических лиц компетентными органами, будут выполнены.

Пунктом 7 статьи 189 НК установлено, что по зданиям, сооружениям, выбывающим у организаций в течение года, исчисление и уплата налога на недвижимость прекращаются с квартала, следующего за кварталом, в котором имело место такое выбытие.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.