Развитие налогового администрирования НДС

Одним из важных инструментов текущего контроля над полнотой и правильностью уплаты НДС, потенциально имеющим резервы увеличения эффективности функционирования, является применение счетов-фактур. На данный момент из-за несовершенства порядка их применения возникают проблемы, например, используются подложные счета-фактур, выданные по вымышленным фактам реализации. В связи с этим часто предлагается ужесточить требования к счету-фактруре как юридически значимому документу для обоснования вычетов - счета-фактры должны выступать в качестве бланков строгой отчетности, изготовленные типографским способом и защищаться от подделки. При этом порядок применения счетов- фактур должен предусматривать их регистрацию в налоговых органах.

Применительно к обороту отдельных видов товара необходимо формирование системы предварительной уплаты НДС в бюджет путем введения в оборот защищенных от подделки счетов фактур специального вида (по принципу налоговой марки). Приобретение у государства такого счета-фактуры должно приравниваться к уплате соответствующих сумм налога.

Вторым направлением совершенствования администрирования НДС является установление обязанности налогоплательщиков и третьих лиц предоставлять дополнительную информацию в налоговые органы и усиление ее контрольно-аналитического значения. Рассмотрим основные предложения и разработки ФНС РФ в данной сфере.

В направлении совершенствования администрирования НДС с помощью счетов-фактур налоговое ведомство работает над введением электронного учета счетов-фактур. В соответствии с НК РФ налогоплательщик обязан составлять счета-фактуры, вести журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж при совершении операций, признаваемых объектом обложения НДС. В счетах-фактурах выделяется сумма НДС, а также суммы акцизов (у плательщиков акцизов). Счета-фактуры являются документом, служащим основанием для принятия предъявляемых к вычету сумм НДС, а также в установленных случаях - для вычета сумм акцизов.

Таким образом, контроль над счетами-фактурами необходим для осуществления эффективного контроля над правильностью исчисления и полнотой уплаты налогов (НДС и акцизов). Введение электронного учета информации о счетах-фактурах даст более полную картину по движению налога в процессе реализации товаров (работ, услуг) и будет способствовать повышению ответственности налогоплательщиков за правильностью исчисления НДС, уменьшению возможности ухода их от уплаты налога за счет занижения налогооблагаемой базы и необоснованного требования вычетов сумм налога.

Подводя итоги, важно отметить, что, совершенствование налогового администрирования НДС как важнейшее направление развитие НДС в РФ включает в себя построение предварительного и текущего контроля и создание инструментов получения дополнительной информации для повышения эффективности аналитической и контрольной работы. Встроенные элементы контроля связаны, как правило, с порядком исчисления и уплаты НДС и являются препятствием для ухода от налогообложения. Вместе с тем, системы всеобщего контроля являются для добросовестных налогоплательщиков значительные источником неудобства, экономических потерь и пр. (например, взимание НДС посредством использования банков в качестве налоговых агентов, уплата НДС через НДС- счета). Следовательно, предварительный контроль как составная часть администрирования НДС должен быть ориентирован, в первую очередь, на потенциальных нарушителей (например, описанный случай необходимости регистрации в качестве плательщиков НДС для применения общего порядка исчисления и уплаты налога) и не быть слишком обременительным для всех налогоплательщиков (придание нового статуса бланка строгой отчетности счету-фактуре и их регистрация в налоговых органах).

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.