Развитие налогового администрирования НДС

Совершенствование администрирования НДС на данном этапе имеет два направления: во-первых, включение элементов предварительного и текущего контроля в порядок исчисления и уплаты НДС; во-вторых, установление обязанности налогоплательщиков и третьих лиц предоставлять дополнительную информацию в налоговые органы.

Налоговый контроль по своей сущности является контролем над правильностью уплаты налогов и сборов юридическими и физическими лицами, включающим проверку соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, устранение причин неполной уплаты или полного ухода от налогов. При этом он носит преимущественно характер последующего контроля. (примером предварительного налогового контроля может служить обязанность постановки на учет, проверка оснований для предоставления отсрочки и т.д., текущего - с некоторой степенью условности, проверка обоснованности применения ставки 0%). Предварительный и текущий налоговый контроль, в первую очередь по отношению к налогу на добавленную стоимость, может стать действенным инструментом повышения эффективности налогового администрирования и предотвращения налоговых правонарушений. Важным преимуществом предварительного и текущего контроля является минимум прямого вмешательства налоговых орган; обеспечение большей отдачи по сравнению с камеральными и выездными проверки Элементы такого рода контроля должны содержаться в механизме исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.

Сегодня очевидно, что действующий в настоящее время в России механизм налогообложения добавленной стоимости, основанный на самостоятельном исчислении и уплате налога налогоплательщиками, предоставляет возможности ухода от налогообложения. Радикальное решения данной проблемы может заключаться в том, чтобы обязать покупателей в качестве налоговых агентов перечислять в бюджет суммы НДС, причитающиеся получению продавцами.

Между поставщиком и покупателем заключен договор поставки с указанием цены поставляемых товаров и суммы НДС. Реализация товаров поставщиком создает у него объект налогообложения по НДС, приобретение товаров покупателем (их фактическая оплата и оприходование) является основанием для предъявления к возмещению из бюджета сумм НДС, уплаченных поставщику. На основании договора поставки поставщик производит отгрузку товаров с передачей счета-фактуры покупателю. Для оплаты поставляемого товара покупатель представляет в банк, где у него имеется банковский счет, платежный документ. Банк покупателя списывает с банковского счета покупателя денежные суммы, указанные в платежном документе, при этом, выполняя функцию налогового агента, выделенную отдельной строкой сумму НДС сразу же удерживает и перечисляет в бюджет. Тем самым достигается фактическое поступление налога в бюджет. После перечисления налога в бюджет банк представляет покупателю банковское уведомление об удержании и уплате в бюджет суммы НДС. Именно это уведомление и будет впоследствии у покупателя безусловным основанием для возмещения из бюджета сумм уплаченного (уже уплаченного в бюджет) НДС. Одновременно банк покупателя отправляет в ИРЦ копию банковского уведомления об удержании и уплате НДС в отношении своего клиента. Банк покупателя проводит расчетную операцию с банком поставщика, где имеется банковский счет поставщика, на перечисление денег по оплате товара (без НДС) с уведомлением об удержании и уплате банком покупателя сумм НДС. Далее банк поставщика зачисляет соответствующую сумму на банковский счет поставщика и передает ему копию банковского уведомления. При этом копию банковского уведомления банк поставщика также отправляет в ИРЦ по месту нахождения поставщика.

Сумма НДС по сделке исчисляется и определяется налогоплательщиком самостоятельно, а налог удерживается и перечисляется в бюджет обслуживающим налогоплательщика банком. Данный механизм взимания налога строится на банковских уведомлениях, которые имеются у контрагентов по сделке и, что очень важно, в МНС в лице ИРЦ. Налоговое ведомство будет иметь информацию о наименовании налогоплательщиков контрагентов, количествах и суммах их сделок, суммах "НДС полученного" и "НДС уплаченного". Эти данные позволят сделать анализ о деятельности любого налогоплательщика, сопоставить полученный результат с представленной налогоплательщиком декларацией по НДС, что, в свою очередь, может сделать контрольную работу налоговых органов максимально эффективной.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.