Экономическая и финансовая безопасность предприятия

Финансовая и экономическая безопасность - это сложная, многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят взаимодействие и противоборство жизненно важных интересов личности, социальных групп, общества, государства, противостоящего как внутренним, так и внешним угрозам этим интересам. В этой системе следует выделить, по меньшей мере, шесть уровней:

а) индивида и его семьи;

б) совокупного работника предприятия (организации) и соответствующей отрасли;

в) субъекта Российской Федерации, его населения и системы его жизнеобеспечения;

г) страны в целом;

д) международного (крупного) региона;

е) мировой экономико-финансовой системы.

В соответствии с содержанием финансовой безопасности можно утверждать, что ее обеспечение в современных условиях направлено на достижение таких приоритетных целей, как: сохранение и оздоровление финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и банковской систем; на их основе - всей экономики, сохранение независимости и недопущение захвата экономической сферы иностранным капиталом.

При определении критериев финансовой безопасности можно выделить прежде всего систему показателей, характеризующих макроэкономическое состояние общества:

измеритель результатов экономической деятельности государства - ВВП;

индикатор доходов работников и валовой прибыли экономики - ВНД;

темпы инфляции;

государственный долг;

состояние золотовалютных резервов и стабилизационного фонда;

показатель стоимости жизни населения - индекс потребительских цен;

характеристику состояния экономики - масштабы воспроизводства;

показатель здоровья экономики - размеры теневого бизнеса;

занятость населения - уровень безработицы;

состояние государственного бюджета по доходам и расходам;

состояние материальной базы производства - износ основного капитала;

характеристику потенциальных возможностей народного хозяйства - темпы роста производства,

динамику инвестиций и т.д.

Финансово-экономические интересы любого общества - это не простая сумма соответствующих интересов его субъектов, но их внутренне дифференцированное единство, обусловливающее удовлетворение потребностей общества как такового и его существование. Хотя такие общие интересы часто не осознаются, они носят объективный характер, принимая различные формы проявления: либо общество развивается, либо при ошибочном осознании общих интересов замедляет свое развитие вплоть до ситуации, когда оно распадается.

Поэтому национальный общественный интерес имеет собственное содержание, не сводимое к интересам отдельных социальных групп и субъектов данного общества. Его реализация - исключительно прерогатива государства. Но такое понимание финансово-экономических интересов как национальных было бы неполным, ввиду того, что в нем не отражены интересы субъектов данного общества. Рассматриваемые интересы тесно связаны с отношениями собственности, которыми определяется их специфика и характер проявления. В условиях частной собственности интересы субъектов общества в значительной мере обособлены, но в силу их взаимной зависимости они взаимодействуют между собой и указанными выше его особыми интересами. Это обусловлено тем, что здесь на передний план выступает тот аспект интересов, который связан с сохранением жизнедеятельности общества, с поддержанием динамичного баланса его интересов. Прогрессивное развитие общества связано с существованием и деятельностью социальных групп, слоев или классов, играющих ведущую роль в общественном производстве. Тем самым их интересы включаются в систему национальных финансово-экономических интересов.

Реализация всего богатства содержания национальных интересов связана с развитием их субъектов, в пределе до уровня всего общества, и формированием общественных интересов. В современном мире это происходит в рамках смешанных общественных систем. Условием этого выступает процесс, в котором «социально-классовые критерии размываются и заменяются отношениями между слоями и группами людей, формирующихся на основе множественности социальных критериев и факторов и потому частично пересекающихся, интегрирующихся, обладающих высокой социальной динамикой» [1].

Раскрывая содержание национальных финансово-экономических интересов в современной экономике, можно констатировать, что они соответствуют условиям смешанного общества и многоукладности национального хозяйства. Национальные интересы включают в себя наряду с финансово-экономическими интересами общества как целого интересы разных социальных групп и представляют собой определенное единство.

Итак, финансовая безопасность - понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне, корпоративных структур, финансовой деятельности хозяйствующих субъектов на микроуровне. На макроуровне финансовая безопасность - способность государства в мирное время и при чрезвычайных ситуациях адекватно реагировать на внутренние и внешние отрицательные финансовые воздействия. Финансовая безопасность отражает состояние и готовность финансовой системы государства к своевременному и надежному финансовому обеспечению экономических потребностей в размерах, достаточных для поддержания необходимого уровня экономической и военной безопасности страны. Финансовая безопасность достигается деятельностью в финансовой сфере и в сопряженных с ней сферах: денежно-кредитной, экономической, социальной, международно-финансовой и т.д. Поэтому концепция и стратегия финансовой безопасности должны находить отражение в концепции и государственной стратегии экономической безопасности, в экономической, бюджетной и денежно-кредитной политике и т.п. Стратегия финансовой безопасности должна также обеспечивать достижение основных целей национальной безопасности [2].

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.