Анализ налоговой нагрузки ОАО «Агролизинг» и влияние налога на прибыль на неё

В исследованиях как отечественных, так и зарубежных экономистов получило широкое распространение создание и анализ показателя налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта, отождествляемое некоторыми авторами с терминами «налоговое бремя», «тяжесть налогообложения». Показатель налоговой нагрузки позволяет количественно соизмерить результаты взаимодействия субъектов налоговых отношений.

Мировой опыт налогообложения свидетельствует о том, что оптимальный уровень налоговой нагрузки на налогоплательщика должен составлять не более 30-40 % от дохода [23, C.311].

Уровень налогового бремени в России предприятий работающих по общей системе налогообложения составляет от 2 до 70 % от суммы выручки. Таковы особенности общей системы налогообложения. И это объясняется не ошибками учета, налоговая цена полученной выручки у каждого предприятия своя и зависит от показателей, определяющих базы налогообложения по налогам, уплачиваемым предприятием.

Рассчитаем налоговую нагрузку анализируемого предприятия на основе трех методик:

1) методика определения налоговой нагрузки Министерства финансов РФ (далее - Минфин РФ);

2) методика определения налоговой нагрузки М.Н. Крейниной;

3) методика определения налоговой нагрузки Е. С. Вылковой.

Для определения налоговой нагрузки на предприятия Департаментом налоговой политики Минфина РФ разработана собственная методика. Тяжесть налогового бремени, по этой методике, принято оценивать отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации, включая выручку от прочей реализации (1):

(1)

где НН - налоговая нагрузка, %;

НС - все уплачиваемые предприятием налоги, руб.;

В - выручка (включая внереализационные доходы), руб.

Показатель налогового бремени, рассчитанный в соответствии с этой методикой, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако не характеризует влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает отношение каждого налога к выручке от реализации.

Основываясь на данных отчета о прибылях и убытках и данных налоговых деклараций, рассчитаем совокупную налоговую нагрузку ОАО «Агролизинг» по методике Минфина РФ. Для большей наглядности внесем полученные результаты в сводную табл. 6.

Таблица 6

Налоговая нагрузка ОАО «Агролизинг» по методике Минфина РФ за 2008-2010 гг.

(руб.)

Показатели

Годы

2008

2009

2010

Выручка

804 765 711,0

783 919 694,0

816 855 465,0

Налоговые платежи

101 162 731,9

90 600 704,3

97 177 523,6

Налоговая нагрузка

12,6%

11,6%

11,9%

По данным табл. 6 видно, что совокупная налоговая нагрузка предприятия в 2008 г. составила 12,60%, в 2009 г. - 11,60%, в 2010 г. - 11,90%, т.е. в анализируемом периоде, в общем, наблюдается неоднозначное изменение налоговой нагрузки предприятия. Налоговая нагрузка в 2010 г. по сравнению с 2009 г. увеличилась на 0,3%, а по сравнению с 2008 г. - уменьшилась на 0,7% . Это связано с тем, что налоговые платежи в 2010 г. по сравнению с 2008 г. уменьшились на 4%, а по сравнению с 2009 г. - увеличились на 7%, что обусловлено изменением численности работающего персонала на предприятии, а, соответственно, и уменьшением доли таких налогов как НДФЛ и ЕСН (страховых взносов с 2010 г.), также существует ряд других менее значимых факторов, оказавших влияние на размер налоговых платежей. Размер выручки, несомненно, оказал влияние на налоговую нагрузку, ведь именно с ней соотносятся налоговые платежи в данном случае, размер увеличения выручки, в общем, за 2008 - 2010 гг. составил 1,5% или 1,02 раза.

Рассчитанная по данной методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость продукции (работ или услуг), произведенной хозяйствующим субъектом, и не дает реальной картины налогового бремени, которое несет налогоплательщик.

Вторую методику предлагает М.Н. Крейнина. В основе этого подхода сопоставление налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого они уплачиваются, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Данный подход также отрицает общепринятое мнение, что налоги, включаемые в себестоимость, выгодны предприятию, так как уменьшают прибыль и соответственно сумму налога на прибыль. Общий знаменатель, к которому в соответствии с данным подходом можно привести сумму всех налогов, - прибыль предприятия. Предлагается исходить из ситуации, когда предприятие вообще не платит налогов, и сравнивать эту ситуацию с реальной. Формула определения налоговой нагрузки М. Н. Крейниной выглядит следующим образом (2):

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.