Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ в 2008-2011 гг.

Самый низкий уровень налоговой активности в течение анализируемого периода наблюдается при уплате налога на прибыль, который в 2 раза меньше аналогичных показателей по НДС.

В условиях существенной доли конъюнктурной составляющей налоговых доходов краткосрочные (в пределах нескольких лет) колебания налоговой нагрузки (например, доли налоговых доходов в ВВП) не могут являться характеристикой изменений в налоговой системе, оказывающих влияние на общую величину налоговой нагрузки в стране. Оптимальным способом сопоставления налоговой нагрузки в различных экономиках, по нашему мнению, является подход, основанный на анализе того, насколько устройство налоговой системы оказывает влияние на инвестиционные решения либо в экономике в целом, либо в какой-либо конкретной отрасли. Другими словами, при анализе и сопоставлении налоговой нагрузки в стране или отрасли необходимо принимать во внимание, прежде всего, то, в какой степени налоговая система оказывает влияние на цену капитала для инвестора. В Таблице 1 приведены данные о величине и структуре доходов расширенного правительства в Российской Федерации (куда входят доходы всех бюджетов и внебюджетных фондов бюджетной системы) в 2005 - 2010 годах. Из представленных данных видно, что величина налоговых доходов (рассчитываемая как сумма поступлений всех налогов, сборов, таможенных пошлин, страховых взносов на обязательное государственное социальное страхование и прочих платежей, имеющих квазиналоговый характер), на протяжении последних шести лет существенно снизилась - с 36,5% ВВП в 2005 году до 31,7% ВВП по итогам 2010 года [7].

При этом по-прежнему существенную долю доходов бюджета продолжают составлять доходы, получаемые от обложения налогами и пошлинами добычи и экспорта нефти и нефтепродуктов.

Таблица 1 - Доходы бюджета расширенного правительства Российской Федерации в 2005 - 2010 гг. (% ВВП)

 

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Доходы всего

39,7%

39,5%

39,9%

38,8%

35,1%

35,3%

Налоговые доходы и платежи

36,5%

36,1%

36,2%

36,2%

31,0%

31,7%

в том числе

           

Налог на прибыль организаций

6,2%

6,2%

6,5%

6,1%

3,3%

4,0%

Налог на доходы физических лиц

3,3%

3,5%

3,8%

4,0%

4,3%

4,0%

Налог на добавленную стоимость

6,8%

5,6%

6,8%

5,2%

5,3%

5,6%

Акцизы

1,2%

1,0%

0,9%

0,8%

0,9%

1,1%

Таможенные пошлины

7,5%

8,3%

7,0%

8,4%

6,5%

6,4%

Налог на добычу полезных ископаемых

4,2%

4,3%

3,6%

4,1%

2,7%

3,2%

Единый социальный налог и страховые взносы

5,5%

5,4%

5,6%

5,5%

5,9%

5,2%

Прочие налоги и сборы*

1,9%

1,9%

2,0%

1,9%

2,2%

2,2%

* налоги на совокупный доход, налоги на имущество, платежи за пользование природными ресурсами (за исключением НДПИ), государственная пошлина, таможенные сборы

Перейти на страницу:
1 2 3 4


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.