Анализ налоговых поступлений в бюджет РФ в 2008-2011 гг.

Налоговая активность экономических субъектов обеспечивает непрерывность перераспределения финансовых ресурсов государства и способствует увеличению благосостояния общества, уменьшая зависимость государства от внешних заемных источников, от продажи своих природных ресурсов. Задача анализа и оценки налоговой активности экономических субъектов состоит в выявлении размеров и оценке динамики задолженности по налогам и сборам в бюджет. Для оценки налоговой активности предлагается использовать следующие показатели.

Коэффициент налоговой активности, который показывает оборачиваемость налоговой задолженности в общей сумме поступивших налоговых доходов за анализируемый период времени,

КНА= НД / НЗ,

где КНА - коэффициент налоговой активности; НД - налоговые доходы, поступившие за отчетный период; НЗ - средняя величина налоговой задолженности (задолженность по налогам и сборам).

При этом

НЗ= НЗН + НЗК / 2,

где НЗН и НЗК - задолженность по налогам и сборам на начало и конец отчетного периода [29].

Неразрывно с коэффициентом налоговой активности связан показатель длительности (периода) оборачиваемости налоговой задолженности, который отражает частоту погашения задолженности и рассчитывается путем отношения коэффициента налоговой активности к анализируемому периоду в днях (30, 90 или 360 дней).

С увеличением коэффициента эффективность экономического поведения налогоплательщиков улучшается, налоговая активность субъектов повышается, что проявляется в сокращении задолженности по налогам и ускорении периода ее погашения. Уменьшение коэффициента свидетельствует о росте налоговой задолженности, снижении налоговых поступлений, замедлении периода оборачиваемости уплаты налогов.

Показатели, характеризующие налоговую активность экономических субъектов Российской Федерации за 2008-2010 гг., свидетельствуют о том, что увеличение налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2008 г. по сравнению с 2007 г. на 588,7 млн руб., или на 8 %, и снижение средней величины задолженности по налогам и сборам на 99,2 млн руб., или на 15 %, характеризует рост налоговой активности на 27 %. Если в 2007 г. в Российской Федерации задолженность по налогам в бюджеты всех уровней погашалась каждые 33 дня, то в 2008 г. - каждые 26 дней.

Снижение аналогичных показателей в 2009 г. по сравнению с 2008 г. отражают общемировую тенденцию негативного влияния глобального экономического кризиса на налоговую безопасность государства, общества и бизнеса. Так, уменьшение налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2009 г. по сравнению с 2008 г. на 21 %, повлекшее увеличение средней величины задолженности по налогам и сборам на 11 %, характеризует замедление налоговой активности на 29 % [33].

В 2010 г. анализируемые показатели достигли уровня 2007 г., но с более медленным ростом налоговой активности. Так, при росте налоговых поступлений в консолидированный бюджет в 2010 г. по сравнению с 2009 г. в размере 22 %, снижения задолженности по налогам и сборам не происходит, а наблюдается рост задолженности на 11 %. Такая динамика характеризует рост налоговой активности всего на 1 %.

Налоговую активность экономических субъектов в Российской Федерации можно проанализировать в разрезе основных налогов, которые поступают в консолидированный бюджет государства (рисунок 1).

Рисунок 1 - Динамика налоговой активности экономических субъектов по видам налогов в 2007-2010 гг.

Для 2009 г. по сравнению с 2008 г. характерно общее снижение налоговой активности: по налогу на прибыль - на 29 %, по НДС - на 32 %, по платежам за пользование природными ресурсами - всего на 2 %, что свидетельствует о том, что кризисные явления в меньшей степени повлияли на экономическую и налоговую активность предприятий, занимающихся производством и добычей полезных ископаемых, осуществляющих уплату сбора за пользование природными ресурсами. Однако значительно (на треть) снизилась платежеспособность и предпринимательская активность остальных налогоплательщиков, уплачивающих налог на прибыль и НДС [7].

Показатели налоговой активности при уплате федеральных налогов в 2010 г. по сравнению с предыдущим годом отражают динамику роста по налогу на прибыль и НДС в размере 9 %, и резкий всплеск налоговой активности по платежам за пользование природными ресурсами - на 76 %, что объясняется значительным увеличением объемов продаж нефти и газа.

Налоговая активность экономических субъектов показывает, что существуют значительные расхождения между уровнями налоговой активности при уплате федеральных, региональных, местных налогов и налогов, уплачиваемых в связи с использованием специальных налоговых режимов. Несмотря на экономические катаклизмы в стране самый высокий уровень налоговой активности наблюдается при применении специальных налоговых режимов, которые представлены самой понятной и доступной системой налоговой отчетности, упрощенной системой бухгалтерского и налогового учета, с одной стороны, и самым многочисленным классом малых предприятий и индивидуальных предпринимателей - с другой. Это в очередной раз подчеркивает факт высокого уровня налоговой безопасности и более высокой выживаемости малого бизнеса при воздействии внешних и внутренних угроз современной экономической среды.

Перейти на страницу:
1 2 3 4


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.