Анализ эффективности инструментов налоговой политики и возможные пути совершенствования

Если сравнить данные таблицы с периодом 1999 - 2003гг., можно увидеть, что топ-10 по сумме налоговых претензий выглядел тогда гораздо внушительнее: 895,9 млрд.руб. И следует упомянуть, что большая часть налоговых доначислений связаны с раскрытыми схемами, которые крупные компании уже не используют.

Весьма вероятно, что через два-три года налоговые претензии к лидерам российского бизнеса будут ограничиваться небольшими «техническими» суммами, а основные налоговые риски останутся в сегменте малого и среднего бизнеса, который легализуется гораздо медленнее.

Предложить какой-то конкретный метод решения, который бы: 1. еще никто не предлагал; 2. был бы реально осуществим в современных условиях; 3. приводил к нужному результату, я не могу в силу своей еще пока очень низкой квалификации в области налогообложения и полного отсутствия опыта, поэтому ограничусь обозначением основных направлений, движение по которым, по моему мнению, могло бы быть эффективным.

Итак, с учетом изученных мной в процессе работы материалов, с учетом анализа текущего состояния налогового контроля в РФ, я могу предложить следующее:

. Направить усилия государства не на ужесточение контроля, а на совершенствование методов выявления уклонений от уплаты налогов и сборов. Последствия усиления налогового контроля, как и увеличения налогового бремени, трудно спрогнозировать. Найти оптимальную степень «контролируемости» еще сложнее. На мой взгляд, гораздо более оптимально в данной ситуации будет использовать новые методы выявления налоговых схем в совокупности с методом «показательной порки», который неплохо себя показывает в России, чтобы налогоплательщики сами осознали, насколько невыгодно им уклоняться от уплаты.

. Естественно, нельзя пройти мимо опыта развитых стран. Ведь если какой-либо метод эффективен в какой-либо стране, почему бы ему не быть эффективным и у нас? Конечно, здесь сразу же возникает туча противоречий в виде национального, географического, политического, культурного и иных факторов. Люди из других стран иначе смотрят на налоги как на явление общественной жизни. Как говорится, «что русскому хорошо, то немцу - смерть». В данном случае это выражение как нельзя лучше определяет ситуацию, но все же нельзя не анализировать опыт ведущих стран, нельзя не стремиться к такой же развитой налоговой политике, как у них.

. Налоговые органы должны немного поменять свои приоритеты касательно того, кого они контролируют. Сейчас им стоит обратить свое внимание на мелкий и средний бизнес, так как крупные компании, как уже было сказано выше, гораздо быстрее адаптируются к налоговой культуре. Кроме того, каждая такая компания готова яростно защищать свои экономические интересы перед государством и не будет экономить на высококвалифицированных специалистах в области налогообложения, бухгалтерского учета, финансов и юриспруденции. Иными словами, «голыми руками не возьмешь».

Вот, пожалуй, все основные направления улучшения эффективности налогового контроля, которые, по моему мнению, должны быть реализованы в налоговой политике государства. Теперь пора подвести общий итог моей работы.

Заключение

Во всех сферах деятельности государства есть свои плюсы и минусы, достижения и провалы, и налоговая политики исключением не является. К сожалению, на современном этапе минусов все же больше, однако прогресс определенно наблюдается.

Главный противник налоговых органов - недобросовестные налогоплательщики - крайне изобретателен, и, чтобы качественно выполнять свою работу, налоговые органы всегда должны быть на шаг впереди. К сожалению, в реальности дело обстоит иначе.

Конечно, как было отмечено в работе, налоговики используют в своей деятельности самые различные методы. В последние годы наблюдались удачные нововведения, хотя скорость совершенствования работы налоговых органов пока не достигает желаемого уровня.

Все проблемы налоговой политики государства в сфере налогового контроля нельзя решить, подвергая изменениям только эту самую сферу. Как известно, налоговую политику определяет, в первую очередь, политика социально-экономическая. Плюс на нее влияет еще множество факторов.

Всегда остается коррупция в государственных органах как одна из самых насущных проблем России. Пожалуй, именно она является одной из причин, по которой «не всегда выявляются налоговые схемы».

Конечно же, налоговые органы нуждаются в обеспечении высококвалифицированными кадрами. Штат налоговиков в расчете на всю страну очень невелик, естественно, что не получается охватывать налоговыми проверками тот объем компаний, который хотелось бы.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.