Анализ эффективности инструментов налоговой политики и возможные пути совершенствования

«Государство использует различные способы борьбы с уклонением от уплаты налогов: от налогового стимулирования легализации доходов до ужесточения уголовной ответственности за налоговые правонарушения» [1, с. 162]. Основные цели всех этих мер:

пресечение использования налогоплательщиками изъянов и пробелов в законодательстве;

усиление налогового администрирование с целью контроля крупнейших налогоплательщиков;

информационное воздействие на налогоплательщиков с целью воспитания в них налоговой культуры.

Таким образом, государство использует широкий арсенал средств обеспечения своей безопасности в сфере налогообложения. Но насколько они действенны?

«Использование административных методов для усиления контроля за выплатой заработной платы… позволило добиться определенного укрепления налоговой дисциплины и повышения поступлений по НДФЛ и ЕСН в 2006-2007 годах. В 2007 году объем дополнительных поступлений по НДФЛ и ЕСН составил 63,5 млрд.руб. и увеличился в сравнении с 2006 годом почти в 2,5 раза. Однако общий уровень теневых выплат снизился всего менее чем на 1%. Анализ практики работы комиссий («зарплатных») выявил недостаточность законных инструментов привлечения к ответственности лиц, выплачивающих низкую заработную плату» [1, с. 162].

октября 2006 года ВАС выпустил постановление №53 о необоснованной налоговой выгоде. Однако отнюдь не всегда налоговые и правоохранительные органы могут доказать, что действия налогоплательщика направлены исключительно или преимущественно на занижение налогов.

«Судебные методы борьбы с организациями и физическими лицами, уклоняющимися от уплаты налогов и сборов и использующими различные схемы, являются важнейшими в арсенале государства. С момента введения в 1999 году Налогового кодекса РФ число дел в сфере налогообложения, рассматриваемых в арбитражных судах, увеличилось почти в 5 раз. Вместе с тем анализ судебно-арбитражной практики и действующего законодательства в сфере налогов и сборов выявил много проблем, затрудняющих эффективную борьбу с незаконной налоговой оптимизацией и использования схем уклонения от уплаты…» [1, с. 163].

Кроме всего этого налоговые органы, осуществляя свой контроль, «питают слабость» к крупнейшим налогоплательщикам, обделяя вниманием мелкие фирмы. Это обусловлено тем, что с крупного налогоплательщика и взять можно «по-крупному». А на мелких не хватает ни человеческих, ни других ресурсов.

Ниже приведена таблица, содержащая в себе информацию о самых высоких налоговых претензиях к российскому бизнесу. Данные были предоставлены консалтинговой компанией «Tax Group» [12].

Таблица 1. Топ-10 налоговых претензий к российскому бизнесу за 2007г. - I квартал 2008г.

Компания

Сумма претензий, $

Сумма претензий, руб.

Дата предъявления

За период

1.

ОАО «Русснефть»

840,8 млн

20,6 млрд

Конец 2006г. - январь 2007г.

2003 - 2005гг.

2.

ГК «Эльдорадо»

571,4 млн

14,0 млрд

Март 2008г.

2004 - 2005гг.

3.

ОАО «Тольяттиазот»

105,4 млн

2,6 млрд

Август 2007г.

2004г.

4.

ОАО «Московский НПЗ»

53,1 млн

1,3 млрд

Март 2008г.

2006г.

5.

РАО «ЕЭС России»

53,1

1,3 млрд

Апрель 2007г.

2003г.

6.

ЗАО «Связной»

49,0

1,2млрд

Сентябрь 2007г.

2004 - 2006гг.

7.

ЗАО «МИАН»

40,8 млн

1,0 млрд

Июль 2007г.

2002 - 2003гг.

8.

ОАО «Сибирьтелеком»

23,9 млн

586,6 млн

Ноябрь 2007г.

2004 - 2006гг.

9.

ОАО «Мосэнерго»

23,5 млн

576,0 млн

Сентябрь 2007г.

2002 - 2003гг.

10.

ОАО «ЦентрТелеком»

18,0 млн

440,0 млн

Октябрь 2007г.

2004 - 2006гг.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.