Начало совершенствования налоговой системы СССР

Со времени его введения налог с оборота был и остается первостепенным по своему удельному весу источником доходов государственного бюджета.

В практике проведения налоговой реформы были установлены чрезмерно высокие отчисления от прибылей. В бюджет должна была поступать вся прибыль госпредприятий, за исключением лишь части, которая направлялась в фонд улучшения быта рабочих (ФУБР), в «капитал расширения предприятия» и фонд премирования за рационализаторские предложения и изобретательство. Размер отчислений был одинаковым для всех предприятий, независимо от плановых потребностей предприятий в приросте оборотных средств и в капитальных вложениях. Это значит, что отчисления от прибылей имели по сути дела форму пропорционального налога. Отчисления производились по плановой, а не по фактической прибыли с последующим перерасчетом после окончания года. Практика чрезмерно высоких ставок отчислений, производимых к тому же с плановой прибыли, подрывала заинтересованность хозяйственных органов и предприятий в росте накоплений, ослабляла хозрасчет и плановую дисциплину.

Эти недостатки были устранены в 1931-1932 гг. Уплата отчислений от прибылей и налога с оборота стала производиться не по плановой прибыли и плановому обороту, а по фактической прибыли за истекший квартал и по фактическим оборотам за истекший месяц.

Размер отчислений от прибылей был резко снижен. В доход бюджета стала отчисляться лишь та часть прибыли, которая превышала потребности самих предприятий, причем предприятия были разделены на три группы: а) предприятия, затраты которых на пополнение оборотных средств и на капиталовложения превышали прибыль; для них отчисления от прибыли были установлены в едином размере - 10%; б) предприятия, не имеющие затрат на капитальные вложения (кроме капитальных ремонтов, покрываемых амортизацией) и на прирост оборотных средств, следовательно, не финансируемые на эти цели из бюджета; они отчисляли в бюджет 81% прибыли; в) все остальные предприятия, для которых процент изъятия прибылей колебался от 10 до 81%, в зависимости от указанного выше основного принципа. Для Государственного банка отчисления от прибылей были установлены в размере 50%, для прочих банков и для госторговли - 85%. Чтобы усилить заинтересованность предприятий и хозяйственных организаций в росте накоплений, в их распоряжении оставались 50% прибылей, полученных в результате перевыполнения плановых заданий.

Реформа 1930 г. в основном оставила без изменения порядок исчисления и внимания подоходного налога с кооперативных предприятий. Налог снимался ежеквартально в размере 17% балансовой прибыли.

Заключение

Налоговой реформе 1930-1931 гг. принадлежит огромная роль в истории советских финансов. Ее проведение содействовало развитию и совершенствованию народнохозяйственного планирования, дальнейшему внедрению и углублению хозяйственного расчета. Суть не только в том, что реформа устранила множественность платежей в бюджет и многократность обложения, сократила издержки по взиманию платежей.

Главное ее значение в том, что в итоге унификаций доходов социалистических предприятий и хозяйственных организации платежи в бюджет были поставлены в прямую зависимость от выполнения производственно-финансовых планов по количественным и качественным показателям. Повысилась заинтересованность предприятий и хозяйственных организаций в результатах хозрасчетной деятельности, и была обеспечена устойчивая доходная база государственного бюджета. Платежи государственных предприятий и хозяйственных организаций стали проводиться по принципу отчислений, размеры которых зависели от уровня их доходов и их собственных плановых потребностей в затратах.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.