Административная ответственность за налоговые правонарушения

Все составы административных правонарушений, связанные с налоговым законодательством, предусматривают неисполнение обязанности к определенному сроку.

Как установлено в пункте 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", невыполнение предусмотренной названными правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся.

Таким образом, истечение годичного срока давности привлечения к административной ответственности за нарушения, допущенные при исполнении обязанностей, установленных НК РФ, является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении (пункт 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ). При этом не может быть удовлетворено ходатайство лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, о рассмотрении дела по существу.

Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.

Рассмотрим конкретные составы административных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Часть 1 статьи 15.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение срока постановки на учет в налоговом органе в размере штрафа от пятисот до одной тысячи рублей.

Ответственность за нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе, наступает по части 2 статьи 15.3 КоАП РФ.

Статьей 83 НК РФ установлено, что организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.

Приказами МНС России от 07.04.2000 N АП-3-06/124 и от 28.07.2003 N БГ-3-09/426 установлены особенности постановки на учет иностранных организаций.

Исходя из статьи 15.4 КоАП РФ, нарушение установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей.

На основании статьи 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

Непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, отказ от их представления в налоговые органы, таможенные органы, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде влечет ответственность по части 1 статьи 15.6 КоАП РФ в размере штрафа от трехсот до пятисот рублей.

Следует отметить, что на основании части 1 статьи 15.6 КоАП РФ ответственность наступает в отношении граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, в размере от ста до трехсот рублей.

Частью 2 статьи 15.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность для должностных лиц органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, а также нотариусов или должностных лиц, уполномоченных совершать нотариальные действия, в виде штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за непредставление в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде.

Перейти на страницу:
1 2 3 4


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.