Административная ответственность за налоговые правонарушения

Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.

Учитывая данные разъяснения, существует возможность квалификации деяния в качестве малозначительного применительно к любому составу административного правонарушения, в том числе нарушения налогового законодательства.

Однако следует обратить внимание, что ФАС Западно-Сибирского округа в Постановлении от 21.08.2008 N Ф04-5102/2008(10154-А46-32), рассматривая дело о привлечении к ответственности по статье 15.19 КоАП РФ (нарушение требований законодательства, касающихся представления и раскрытия информации на рынке ценных бумаг), отметил, что в данном случае норма о малозначительности не применяется, поскольку объектом посягательства является установленный законом порядок в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Ввиду того, что статья 15.19 КоАП РФ также находится в главе 15 КоАП РФ, данные выводы суда применимы и в отношении " налоговых" административных правонарушений.

Однако это не означает, что при привлечении к административной ответственности не могут учитываться смягчающие обстоятельства.

Часть из них указана в части 1 статьи 4.2 КоАП РФ:

раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

добровольное сообщение лицом о совершенном им административном правонарушении;

предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения, добровольное возмещение причиненного ущерба или устранение причиненного вреда;

совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

В то же время на основании части 2 статьи 4.2 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, могут признать смягчающими обстоятельства, не указанные в КоАП РФ или в законах субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Здесь отдельно следует указать, что законами субъектов РФ не может предусматриваться административная ответственность за нарушение обязанностей, установленных НК РФ.

Согласно пункту 3 части 1 статьи 1.3 КоАП РФ к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Поскольку обязанности по уплате налогов и сборов, представлению налоговой отчетности установлены НК РФ, т.е. федеральным законом, установление административной ответственности по вопросам налогов и сборов находится только в ведении Российской Федерации.

Учитывая часть 2 статьи 4.2 КоАП РФ, перечень обстоятельств, смягчающих ответственность, неисчерпывающий.

Так, например, ФАС Уральского округа в Постановлении от 22.07.2009 N Ф09-5090/09-С1 в качестве смягчающего ответственность обстоятельства признал совершение правонарушения впервые.

ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 28.04.2008 N А28-10474/2007-505/27 смягчающими вину обстоятельствами признал совершение правонарушения впервые, нахождение на иждивении индивидуального предпринимателя сына-инвалида с детства, нестабильное, тяжелое финансовое положение.

В соответствии с частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о налогах и сборах не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Следовательно, если истек один год со дня совершения административного правонарушения, лицо не подлежит административной ответственности.

В то же время согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.

Перейти на страницу:
1 2 3 4


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.