Международное двойное налогообложение

Обложение одного и того же лица аналогичными видами налога в отношении одного и того же объекта налогообложения в двух или более государствах за один и тот же период. Крайне негативное явление, сдерживающее рост внешнеторговых связей.

Затрудняющее перемещение капиталов и лиц, препятствующее развитию интеграционных процессов, прежде всего в области экономики. Более того, корпорации и физические лица стремятся избавиться от излишнего налогового бремени, делая это настолько успешно, причем нередко вполне легальными способами, что вообще избегают какого-либо обложения.

В налоговой практике и теории различаются двойное экономическое и двойное юридическое налогообложения.

Под двойным экономическим налогообложением понимается ситуация, когда с одного и того же дохода налог уплачивают несколько его последовательных получателей. Это проявляется про обложении налогом дохода предприятия как самостоятельного плательщика и обложении налогом дохода акционера или пайщика при распределении прибыли.

Под двойным юридическим налогообложением понимается ситуация, когда один и тот же налогоплательщик облагается в отношении одного и того же дохода одинаковыми или сопоставимыми налогами два и более раз за один период.

Международное двойное налогообложение не следует путать с кумуляцией налога - одновременным обложением одного и того же источника несколькими различными налогами - и с повторным обложением. Последнее имеет место, если налог взимается с объекта, который уже ранее был обложен в пользу казны.

Международное двойное налогообложение необходимо отличать от экономического двойного налогообложения, возникающего в случае обложения прибыли корпорации как самостоятельного налогоплательщика и взимания налога с распределенной ее части (дивидендов ) на уровне акционеров. При экономическом двойном налогообложении нет идентичности объектов, субъектов, самих налогов. Однако оно может порождать двойное обложение на международном уровне при переводе компанией распределяемой прибыли в качестве дивидендов своим иностранным акционерам ввиду возможности взимания налога, как по месту источника дохода, так и в стране резиденства бенефициара.

Причины возникновения международного двойного налогообложения- коллизии налоговых законодательств двух или более стран в отношении прав на налогообложение пересекающих национальные границы товаров и услуг , доходов и капиталов , а также отдельный юридических и физических лиц. Коллизии проистекают из фискального суверенитета государства , в соответствии с которым публичная власть самостоятельно и в полном объеме устанавливает объекты налогообложения , круг своих налогоплательщиков , размеры налоговых отчислений и способы взимания налогов.

Основные критерии для определения пределов национальной налоговой юрисдикции - резиденство и территориальность. Первый означает, что налогообложению подлежат все доходы резидента данной страны, независимо от местонахождения их источников (неограниченная налоговая ответственность) , а нерезиденты облагаются налогами только в отношении доходов, получаемых из источников в этой стране (ограниченная налоговая ответственность). Второй критерий предусматривает , что налогообложению в данной стране подлежат все доходы , извлекаемые в пределах ее территории, независимо от места проживания налогоплательщика.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.