Международное двойное налогообложение

Различные экономические интересы и возможности побуждают одни страны строить свои налоговые отношения на основе критерия резиденства, другие же - на базе принципа территориальности. Такая специфика определения объекта «национального» обложения ведет к двойному налогообложению, когда налогоплательщик проживает не в том государтсве, откуда поступает доход. Международное двойное налогообложение может быть связано и с особенностью определения налогового субъекта, когда несколько государств считают его своим налогоплательщиком. Если в одной стране правила резиденства основываются на определенном отрезке времени проживания на территории этой страны, а в другой - на факте содержания постоянного жилища на ее территории, то индивид может оказаться одновременно резидентом обоих государств. Двойное резиденство возможно и в отношении юридических лиц, так как разные страны применяют самые различные критерии определения их резидентва - место фактического управления, местонахождение основной производственной деятельности, место инкорпорации (регистрации, учреждения) компании и т.д.

В устранении двойного налогообложения доходов и имущества заинтересованы не только налогоплательщики, налоговое бремя которых многократно возрастает при последовательном обложении одного и того же объекта в разных странах, но и сами государства, стремящиеся к увеличению внутреннего и внешнего товарооборота, привлечению иностранных инвестиций и повышению конкурентоспособности не только отдельных национальных предприятий, но и экономики в целом. Налоговое бремя юридических и физических лиц, действующих в сфере международных экономических отношений, без устранения двойного налогообложения ожжет достигать таких размеров, что всякое участие в международном разделении труда для них станет экономически неоправданным.

Для избежания международного двойного налогообложения либо применяются односторонние меры (зачет уплаченных за рубежом налогов, отмена обложения доходов из иностранных источников), либо заключаются международные налоговые соглашения.

Устранение двойного налогообложения возможно в одностороннем порядке. Для этого страна постоянного местопребывания налогоплательщика может разрешить ему при выполнении налоговых обязательств учитывать налоги, уплаченные за рубежом. Однако это может привести к неоправданным потерям бюджета, а также различного рода махинациям со стороны недобросовестных налогоплательщиков. Кроме того, в этом случае страна постоянного местопребывания выступает неттодонором той страны, где ее предприятие осуществляет экономическую деятельность.

Наиболее эффективное средство для устранения международного двойного налогообложения - заключение налоговых соглашений между заинтересованными странами. Современной договорной практике известно несколько методов, направленных на избежание международного двойного налогообложения.

· Обычный вычет. Он означает, что обе договаривающиеся страны могут облагать доход налогом, но одна страна должна вычесть из суммы своего налога тот, который уплачен на этот же доход в другой договаривающейся стране. Такой метод можно встретить в налоговых соглашениях с Швецией.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.