Роль налогов уплачиваемых физическими лицами в налоговой системе РФ

Однако, несмотря на все нововведения, сохраняются существенные недостатки формирования налогооблагаемой базы по налогу с граждан. Они вызваны, прежде всего, неотработанностью методологии формирования облагаемых доходов и несовершенством самих принципов подоходного обложения. Это не позволяет в полной мере выполнять подоходному налогу свое функциональное предназначение - регулировать доходы различных групп граждан - потенциальных налогоплательщиков. Принципы построения применяемых в России с 1992 г. и, как ожидается до 2001 г., шкал налогообложения были привнесены в отечественную налоговую систему из зарубежной практики, где доходы граждан по уровню среднего заработка относительно уравновешены, а высокие доходы улавливаются фискальной системой с помощью хорошо отлаженных способов. Доходы граждан РФ все более дифференцируются, высокие доходы отдельных граждан минуют фискальную систему, а технические возможности ФНС РФ еще недостаточны для их отслеживания в целях налогообложения.

В большинстве зарубежных стран действуют два налога - с наследства и с дарений, а в некоторых - единый налог с наследства и дарений. Но в первом случае эти налоги взаимоувязаны, регулируются общими нормами и имеют одинаковые ставки и порядок определения облагаемой суммы.

Как правило, в зарубежных странах налогообложение имущества, получаемого в порядке наследства или дарения, осуществляется на федеральном уровне.

По способу определения объекта обложения существуют два типа обложения налогом наследства и дарений. В США и Англии налогом может облагаться стоимость всего наследства или дарения. В остальных странах производится обложение доли каждого получателя имущества. В Италии и Швейцарии применяются оба типа обложения.

Налоговые поступления от налога на имущество физических лиц в общей сумме налоговых доходов стран составляют менее 1%.

Столь незначительная доля поступлений по налогообложению имущества физических лиц, несмотря на высокие предельные ставки, обусловлена системой вычетов из суммы наследования или дарения, подлежащей налогообложению.

В настоящее время механизм налогообложения имущества физических лиц регулируется Законом РФ «О налоге на имущество физических лиц» от 09.12.1991 г. № 1 с последующими дополнениями и изменениями. Конкретизирует положения данного Закона Инструкция МНС России от 02.11.1999 г. № 54, изданная на основе первой части НК РФ.

Налоги с физических лиц занимают довольно большое место в доходах консолидированного бюджета. Так на протяжении многих лет "Налог на доходы физических лиц" занимает 3-е место, уступая только НДС и Налогу на прибыль. "Налог на имущество предприятий и физических лиц" занимает 5-е место.

Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. Так, наряду с подоходным и имущественными к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким платежам можно отнести взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые к фонду оплаты труда работников. Эти платежи выполняют функцию перераспределения, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна.

Таким образом, к законодательно закрепленным за гражданами налогам можно добавить налогообразные платежи и налоги на потребление, что показывает взаимосвязь налогов с физических и юридических лиц в единой налоговой системе.

Существует множество критериев, по которым можно классифицировать налоги с физических лиц по виду, назначению, объекту, источнику уплаты, степени налоговой нагрузки, методу обложения, способу обложения, виду бюджета и т.д. Наиболее часто встречающееся деление налогов на федеральные, региональные и местные не показывает взаимосвязь между отдельными видами налогов с физических лиц. С этой задачей легко справляется деление налогов по объектам обложения на подоходные, поимущественные и на потребление. Любая классификация раскрывает налоговые отношение государства и гражданина. [7, с. 261]

Налоги с населения тесно взаимосвязаны между собой и, как уже отмечалось, представляют единую систему, т.е. действие одного налога зависит от организации другого. В тоже время с помощью каждого вида налога достигаются определенные цели и выполняются поставленные задачи.

В России удельный вес имущественных доходов в доходах местных бюджетов пока невелик - до 1%, несмотря на активное инвестирование гражданами денежных средств в имущество. Затраты на сбор налогов на владение имуществом превышают доходы. Поэтому реформирование налогов на владение имуществом с физических лиц связанно не только с регулирующими процессами (дифференциация базы обложения), но и с доходами бюджета (повышения уровня налогообложения).

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.