Роль налогов уплачиваемых физическими лицами в налоговой системе РФ

Налоги с физических лиц занимают довольно большое место в доходах консолидированного бюджета. Так на протяжении многих лет "Налог на доходы физических лиц" занимает 3-е место, уступая только НДС и Налогу на прибыль. "Налог на имущество предприятий и физических лиц" занимает 5-е место.

Система налогов с физических лиц представляет собой совокупность видов налогов, методов их построения и взимания. Однако состав налогов, закрепленных за гражданами-налогоплательщиками законодательно, на практике оказывается значительно сложнее. Так, наряду с подоходным и имущественными к налогам могут быть отнесены и некоторые другие платежи, поступающие от населения в доход государства и содержащие все признаки налогов с населения, переходящих к государству. К таким платежам можно отнести взносы во внебюджетные фонды (единый социальный налог), начисляемые к фонду оплаты труда работников. Эти платежи выполняют функцию перераспределения, поэтому обратная связь между ними и услугами государства не всегда очевидна.

Для оздоровления местных бюджетов большое теоретическое и практическое значение имеет изучение исторического опыта функционирования местных налогов.

В России с начала XIX в. с ростом количества городов возникла потребность в особом способе налогового обеспечения их функционирования. Уже в 1823 г. был введен налог с недвижимого имущества в размере 0,5%. По мере развития городского хозяйства стали возникать новые доходы за счет введения налогов с торговых и ремесленных заведений, акцизных сборов с частных бань, трактиров и т.д. В марте 1859 г. специальная комиссия, созданная при министерстве внутренних дел, пришла к выводу о необходимости передать ведение местных дел выборным учреждениям - земствам.

Земские учреждения для покрытия расходов получили право взимать специальный налог, или земский сбор. Земствам было разрешено также взимать налог с имущества, земель, лесов, доходных домов, фабрик, заводов и т.д.

Когда земства занялись раскладкой налога, они столкнулись с полным отсутствием сведений о стоимости и доходности имущества, что привело к созданию специальной статистической службы, которая занялась оценкой и описанием имущества. Земства имели право для покрытия своих расходов облагать жителей налогами. Основную часть поступлений земства получали от налогов на недвижимое имущество: земли, леса, фабрики, доходные дома.

Следует отметить, что именно в рамках деятельности земств впервые в российской империи были составлены достаточно полные документы, которые описывали недвижимое имущество как объект налогообложения.

В Российской империи местные налоги имели те же основные черты, что и в большинстве других государств. Основным объектом обложения было недвижимое имущество. Однако для финансирования деятельности местных органов не хватало собственных источников, и приходилось прибегать к дотациям из государственной казны.

После Октябрьской революции наступил короткий период полной самостоятельности местных бюджетов. В 1921 г. обособление местного бюджета от государственного было вызвано потребностью разгрузить последний. Расширялся круг расходов, переносимых на местный бюджет. Главной целью после восстановительного периода были удовлетворение местных потребностей, развитие местного хозяйства. Для усиления доходной базы местных бюджетов был значительно увеличен размер отчислений от общегосударственных доходов и надбавок к ним.

С 1930 г. начался период лишения местных Советов финансовой самостоятельности. В 1930-е гг. сложилась структура налогов местных бюджетов. 1/3 составляли закрепленные налоги, а 2/3 - регулирующие налоги. Последние фактически выступали формой косвенных дотаций.

В доперестроечное время (в бывшем СССР) также существовали местные налоги и сборы; однако их перечень был существенно уже, чем в большинстве государств. Для местных налогов в СССР были характерны следующие особенности: основные поступления по местным налогам в сельской местности шли от налога со строений и земельной ренты; собранные средства составляли незначительную часть в местных бюджетах.

Рассмотрим эволюцию местного налогообложения на примере одного из субъектов Северного Кавказа - Республики Дагестан. При отсутствии какой-либо государственности, единой финансово-кредитной системы в каждом ханстве и сельских общинах Дагестана налоги взимались не единые и не систематические, а только при чрезвычайных обстоятельствах, связанных в основном с войнами.

С момента вхождения Дагестана в состав России в 1860 г. последняя стала проводить единую налоговую (податную) политику на его территории с учетом местных реалий, традиций и обычаев. При этом налоговый оклад подати соразмерялся с экономическим положением жителей. В 60-70-е гг. XIX в. в Дагестане существовали следующие виды податей: подомная подать; земской сбор; сбор с пастбищ; арбная повинность; милицейская повинность.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.