Система налогообложения малого бизнеса в РФ

Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает основные налоги и сборы, а также элементы налогообложения. В частности, особое внимание отводиться следующим аспектам налогообложения, касающихся малого предпринимательства:

. Принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Российской Федерации и местных налогов и сборов;

2. Основания возникновения, изменения, прекращения обязанности по уплате налога, а также порядок и сроки уплаты в бюджет налогов и (или) сборов;

. Права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

. Формы и методы налогового контроля;

. Ответственность за совершение налоговых правонарушений;

. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Налоговым Кодексом установлены различные уровни налогообложения, и как следствие - налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, что пополняет бюджеты всех уровней.

Статья 13 Налогового Кодекса устанавливает следующие федеральные налоги и сборы:

Налог на добавленную стоимость;

Акцизы;

Налог на доходы физических лиц;

Налог на прибыль организаций;

Налог на добычу полезных ископаемых;

Водный налог;

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

Государственная пошлина.

Региональные устанавливаются статьёй 14 Кодекса, и относят к региональным следующие налоги:

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

Статья 15 Кодекса устанавливает местные налоги, к которым относятся:

Земельный налог;

Налог на имущество физических лиц.

Рассмотрим особенности уплаты некоторых, существенных для малого предпринимательства, налогов. Прежде всего - НДС.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются (гл. 21 НК РФ):

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу.

Все налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения налогоплательщика.

Добавленная стоимость представляет собой ту часть стоимости товара (работ, услуг), которую производитель товара добавляет к стоимости затрат (сырья, материалов, работ и услуг третьих лиц, использованных в процессе производства).

Таким образом, стоимость товара (СТ) складывается из стоимости сырья, материалов (ССМ) и других указанных компонентов, т.е.:

СТ = ССМ + ЗП +

ОСФ + АО + Р + П, (1.1)

где:

ЗП - затраты на оплату производственного персонала, руб;

ОСФ - отчисления в социальные фонды, руб;

АО - амортизационные отчисления, руб;

Р - проценты за кредит, некоторые налоги и другие расходы;

П - прибыль, руб.

Добавленную стоимость (ДС) можно теоретически определить двумя способами:

) путем сложения компонентов, формирующих цену товара с суммой НДС;

) путем вычитания из суммы отпускной цены товара (по цене реализации) стоимости товара (по цене производства).

При первом способе:

ДС = СТ + НДС. (1.2)

При втором способе:

ДС = СТо - СТ, (1.3)

где:

СТо - стоимость товара по свободным отпускным ценам;

СТ - стоимость товара по цене производства.

Сумма налога на добавленную стоимость (НДС) составит:

НДС = ДС ставка НДС, %. (1.4)

В настоящее время в РФ применяются три ставки налога на добавленную стоимость - 0,10% и 18% (ст. 164 НК). От уплаты НДС освобождены налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы.

Основным документом, регламентирующими учет, начисление, расчет и уплату налога на добавленную стоимость, является Налоговый кодекс РФ. Учет налога на добавленную стоимость ведется на активном счете 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (субсчета по видам ценностей) и активно-пассивном счете 68 «Расчеты по налогам и сборам « (субсчет «Расчеты по налогу на добавленную стоимость»).

Объектом налогообложения у акцизов является оборот по реализации подакцизных товаров в производственной сфере. Государство использует акцизы для пополнения доходов бюджета и регулирования спроса и предложения на отдельные товары.

Налогоплательщиками в бюджет акцизов являются юридические лица - организации (предприятия), индивидуальные предприниматели, производящие продукцию.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.