Анализ доходной части федерального бюджета

Объем доходов федерального бюджета РФ за исследуемый период менялся в различных направлениях, что естественно, прежде всего, зависело от экономического положения страны.

По итогам 2009 г. рост доходов бюджета составил примерно 120%, что было связано с ростом цен на экспортируемые природные ресурсы, в частности на нефть и нефтепродукты.

Наблюдается обвал цен на нефть, снижение доходов населения и увеличение числа убыточных предприятий, в том числе и коммерческих банков.

Объем ВВП уменьшился на 5,4% по сравнению с предыдущим годом. Вышеназванные факторы стали причиной отрицательного прироста доходной части федерального бюджета, который составил -21%. Такое снижение доходов в совокупности с ростом расходов обусловили наличие дефицита федерального бюджета в размере 2,3 трлн. руб.

Соотношение налоговых и неналоговых поступлений постепенно с каждым годом меняется в сторону увеличения доли неналоговых и соответственно уменьшения налоговых доходов.

В 2009 году факторами такой тенденции стали резкое снижение поступлений налога на прибыль и увеличение дохода от использования государственного имущества.

При сравнении структуры налоговых доходов за 2009-2010 гг. следует отметить, что наиболее существенные сдвиги произошли в доле поступлений от НДС, которые в 2010 г. в совокупности составили 41% от налоговых доходов, сократившись на 8% по сравнению с предыдущим годом.

Несмотря на это, доля данного налога в структуре налоговых доходов для обоих годов остается самой высокой.

Также значительную долю представляют собой налоги, платежи и сборы за пользование природными ресурсами, которые в 2010 году составили 31% всех налоговых доходов, что выше данного показателя за 2009 году на 6,5%. Такой рост можно связать с ростом мировых цен на нефть.

Рисунок 1 - Изменение доходов Федерального бюджета, млрд. руб.

Несмотря на принятые решения, направленные на увеличение доходной базы федерального бюджета, в 2011-2013 годах предполагается снижение доходов федерального бюджета с 17,3% к ВВП в 2010 году, до 16,5% в 2012 году, с дальнейшим снижением в 2013 году до 16,1% к ВВП. Такая динамика обусловлена снижением нефтегазовых доходов федерального бюджета с 8,3% к ВВП в 2010 году до 6,9% к ВВП в 2013 году, при этом ненефтегазовые доходы увеличиваются на 0,2% к ВВП (рисунок 1)

Прогноз доходов федерального бюджета на 2012-2014 годы рассчитан на основе сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов, одобренных Правительством Российской Федерации 21 апреля 2011 года.

Рисунок 2 - Поступления доходов в федеральный бюджет в 2009 - 2011 годах

Основную долю доходов федерального бюджета в 2011 году по-прежнему будут составлять доходы от уплаты НДС - 35 % (оценка 2008 года - 23,6 %), таможенных пошлин - 33,4 % (39,4 %), НДПИ - 11,5 % (18 %), налога на прибыль организаций - 7,3 % (6,9 %), акцизов - 2,0 % (1,5 %).

Таблица 2 - Структура и динамика нефтегазовых доходов федерального бюджета по видам доходов приведена в следующей таблице.

Наименование налогов и платежей

Оценка 2008 года, млрд. рублей

Прогноз 2009 года, млрд. рублей

Прогноз 2010 года, млрд. рублей

Прогноз 2011 года, млрд. рублей

Темп роста к предыдущему году, %

Темп роста 2011 года к оценке 2008 года, %

2009 год

2010 год

2011 год

НДПИ при добыче нефти

1 674,9

1 330,6

1 314,3

1 350,9

79,4

98,8

102,8

80,7

НДПИ при добыче природного газа

91,3

92,7

93,8

94,7

101,5

101,2

101,0

103,7

НДПИ при добыче газового конденсата

8,7

10,1

11,8

13,5

116,1

116,8

114,4

155,2

Вывозные таможенные пошлины на нефть сырую

2 102,9

2 089,6

1 997,9

2 039,3

99,4

95,6

102,1

97,0

Вывозные таможенные пошлины на газ природный

481,0

596,4

560,5

580,6

124,0

94,0

103,6

120,7

Вывозные таможенные пошлины на товары, выработанные из нефти

585,8

573,1

547,9

558,4

97,8

95,6

101,9

95,3

ИТОГО доходов

4 944,6

4 692,5

4 526,2

4 637,5

94,9

96,5

102,5

93,8

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.