Экономическая и финансовая безопасность предприятия

Финансовая и экономическая безопасность - это сложная, многоуровневая функциональная система, в которой непрерывно происходят взаимодействие и противоборство жизненно важных интересов личности, социальных групп, общества, государства, противостоящего как внутренним, так и внешним угрозам этим интересам. В этой системе следует выделить, по меньшей мере, шесть уровней: индивида и его семьи; совокупного работника предприятия (организации) и соответствующей отрасли; субъекта Российской Федерации, его населения и системы его жизнеобеспечения; страны в целом; международного (крупного) региона; мировой экономико-финансовой системы.

В соответствии с содержанием финансовой безопасности можно утверждать, что ее обеспечение в современных условиях направлено на достижение таких приоритетных целей, как: сохранение и оздоровление финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной и банковской систем; на их основе - всей экономики, сохранение независимости и недопущение захвата экономической сферы иностранным капиталом.

При определении критериев финансовой безопасности можно выделить прежде всего систему показателей, характеризующих макроэкономическое состояние общества: измеритель результатов экономической деятельности государства - ВВП; индикатор доходов работников и валовой прибыли экономики - ВНД; темпы инфляции; государственный долг; состояние золотовалютных резервов и стабилизационного фонда; показатель стоимости жизни населения - индекс потребительских цен; характеристику состояния экономики - масштабы воспроизводства; показатель здоровья экономики - размеры теневого бизнеса; занятость населения - уровень безработицы; состояние государственного бюджета по доходам и расходам; состояние материальной базы производства - износ основного капитала; характеристику потенциальных возможностей народного хозяйства - темпы роста производства, динамику инвестиций и т.д.

Финансово-экономические интересы любого общества - это не простая сумма соответствующих интересов его субъектов, но их внутренне дифференцированное единство, обусловливающее удовлетворение потребностей общества как такового и его существование. Хотя такие общие интересы часто не осознаются, они носят объективный характер, принимая различные формы проявления: либо общество развивается, либо при ошибочном осознании общих интересов замедляет свое развитие вплоть до ситуации, когда оно распадается.

Поэтому национальный общественный интерес имеет собственное содержание, не сводимое к интересам отдельных социальных групп и субъектов данного общества. Его реализация - исключительно прерогатива государства. Но такое понимание финансово-экономических интересов как национальных было бы неполным, ввиду того, что в нем не отражены интересы субъектов данного общества. Рассматриваемые интересы тесно связаны с отношениями собственности, которыми определяется их специфика и характер проявления. В условиях частной собственности интересы субъектов общества в значительной мере обособлены, но в силу их взаимной зависимости они взаимодействуют между собой и указанными выше его особыми интересами. Это обусловлено тем, что здесь на передний план выступает тот аспект интересов, который связан с сохранением жизнедеятельности общества, с поддержанием динамичного баланса его интересов. Прогрессивное развитие общества связано с существованием и деятельностью социальных групп, слоев или классов, играющих ведущую роль в общественном производстве. Тем самым их интересы включаются в систему национальных финансово-экономических интересов.

В процессе анализа устанавливается степень отклонений, вызвавшие их причины, а также возможное влияние таких отклонений на конечные результаты финансовой деятельности. В процессе анализа констатируется «нормальное», «предкризисное» или «кризисное» финансовое состояние предприятия.

В процессе проведения такого анализа в целом по предприятию используются соответствующие разделы контрольных отчетов исполнителей. Управленческие работники должны принимать во внимание риск и другие факторы, которые обуславливают выбор того или иного управленческого решения.

Определение перечня мер по предотвращению угроз финансовой безопасности.

Оценка потенциальных возможностей предприятия по преодолению угрозы финансового кризиса (антикризисная финансовая стратегия предприятия) с проведением анализа: эффективности системы диагностики симптомов кризисного финансового развития предприятия; оценки внутреннего потенциала предприятия по преодолению кризисных финансовых ситуаций; оценки возможностей внешней финансовой поддержки предприятия в процессе его выхода из кризисных финансовых ситуаций.

В зависимости от результатов оценки дифференцируются направления действий и возможный период протекания финансового кризиса предприятия. Комплекс мер может быть направлен на предотвращение финансового кризиса или на смягчение условий его будущего протекания, если в силу активного воздействия факторов внешней финансовой среды предотвратить финансовый кризис не представляется возможным. Комплексный план мероприятий по предотвращению угроз финансовой безопасности содержит следующие основные разделы: перечень антикризисных мероприятий; объем финансовых ресурсов, выделяемых для их реализации; сроки реализации отдельных антикризисных мероприятий; ожидаемые результаты финансовой стабилизации.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.