Налоги в Китайской Народной Республике

Налоги с доходов. В соответствии с Законом о подоходном налоге с физических лиц КНР (далее - Закон) с 1 января 1994 г. унифицированы подходы в отношении налогообложения доходов китайских и иностранных граждан. Основным критерием для определения налоговых обязательств плательщика является постоянное местопребывание и источник дохода. В качестве критерия для определения постоянного местопребывания Закон исходит из налогового периода один год. Нерезиденты, находящиеся в стране менее одного года, облагаются налогом только по доходам, источником которых является Китай. Физические лица, проживающие в стране от одного года до пяти лет, подлежат налогообложению по доходам в Китае и доходам из-за рубежа, которые реально переведены в Китай. Постоянное местопребывание более пяти лет ведет к налогообложению по совокупному мировому доходу. Это означает, что все доходы, полученные как в Китае, так и за рубежом, должны быть задекларированы и подлежать налогообложению.

Законом предусмотрена прогрессивная шкала налогообложения от 5% до 45% (5 - 10 - 15 - 20 - 25 - 30 - 35 - 40 - 45%). К доходам от предпринимательской деятельности применяются ставки от 5% до 35%. Пассивный доход, такой как проценты, включая доходы по банковским депозитам и роялти, облагается по ставке 20%. Такая же ставка применяется в отношении доходов от прироста стоимости капитала. Ставки подоходного налога в Китае высоки по сравнению не только с соседними странами, но и с некоторыми европейскими государствами.

Налог на доходы предприятий применяется ко всем организациям, в том числе иностранным предприятиям и предприятиям с участием иностранного капитала, зарегистрированным на территории Китая.

Размер налога рассчитывается путем вычета из совокупного дохода предприятия в текущем налоговом году себестоимости продукции, накладных расходов и убытков. Облагаемый налогом доход включает доход, полученный предприятием как внутри Китая, так и за его пределами.

Традиционная ставка подоходного налога до недавнего времени составляла 33%, из которых 30% отчислялись в республиканский бюджет, а 3% - в местный. С целью поощрения иностранных инвестиций китайское правительство применяло особые налоговые режимы в отношении предприятий, созданных в специальных экономических зонах и районах, ставка налога на прибыль для таких предприятий составляла 15% и 24% соответственно.

Однако в марте 2007 г. был принят новый закон о единой налоговой ставке для китайских и иностранных предприятий.

Единая ставка налога на доходы в Китае составляет 25%, а льготные налоговые режимы отменяются. Данный Закон вступил в силу с 1 января 2008 г.

Основные изменения в исчислении и уплате налога на доходы предприятий в Китае таковы:

иностранным предприятиям, созданным до 1 января 2008 г. и пользующимся льготными налоговыми режимами, будет предоставлен переходный период в пять лет для адаптации к новым налоговым ставкам. В этот период налоговая ставка будет повышаться на 5% ежегодно;

для компаний, занятых в области высоких технологий и аэрокосмического строительства, а также тех компаний, которые, по мнению государства, нуждаются в поддержке, по-прежнему сохраняется льготный налоговый режим в размере 15%;

для малых низкорентабельных предприятий устанавливается льготная ставка в размере 20%;

для компаний, инвестирующих средства в защиту окружающей среды, проекты по сокращению потребления энергетических и водных ресурсов, а также безопасность труда, также предполагается предоставить льготные налоговые режимы;

налоговые льготы, существующие для предприятий, вкладывающих средства в те проекты по строительству портов, доков, аэропортов, железных дорог, высокоскоростных дорог, которые получили поддержку государства, остаются в силе;

налоговые льготы для компаний, занятых в сельском хозяйстве, лесной промышленности и рыболовстве, сохраняются;

налоговая льгота в размере 50% для экспортно-ориентированных иностранных предприятий и льготные налоговые режимы для производственных иностранных предприятий отменяется;

предприятия, эффективно использующие природные ресурсы и сырые материалы, и предприятия, оказывающие социальные услуги, теперь будут лишены прямых налоговых льгот;

новым предприятиям, занятым в сфере высоких технологий и расположенным в специальных экономических зонах типа Шэньчжэнь и особых районах типа район Пудун в Шанхае, предоставляются переходные льготные налоговые режимы;

существующие налоговые льготы для предприятий, создаваемых в экономически отсталых западных районах страны, сохранятся.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.