Совершенствование межбюджетных отношений

межбюджетный федеральный доход

Федеральные дотации регионам различаются в проекте бюджета-2011 более чем в 50 раз. Так, в Белгородскую область Минфин <http://www.gazetaprotestant.ru/index.php/issue_of_the_day/%5C%22http:/www.seemore.ru/?keywid=5395824%5C%22> перечислит в 2011 году менее тысячи рублей в пересчете на каждого жителя, а в Якутию, Магадан и Туву - более 43 тыс. руб. на человека. Эксперты «НГ» увидели в такой «разблюдовке» федеральных дотаций не столько экономический фактор, сколько политический. Ведь некоторые территории Урала, промышленность которого тяжело перенесла кризис <http://www.gazetaprotestant.ru/index.php/issue_of_the_day/%5C%22http:/www.seemore.ru/?keywid=5395825%5C%22>, получают дотации гораздо меньшие, чем «горячая» Чечня.

На ближайшую среду Госдума запланировала второе чтение проекта федерального бюджета-2011. В качестве довольно внушительной статьи расходов проект включает в себя финансовую поддержку регионов.

В 2011 году Минфин планирует выделить дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ в объеме почти 400 млрд. руб. Эти деньги будут распределены между большинством субъектов РФ. В список получателей федеральной помощи не вошли, пожалуй, только Москва и Московская область, Санкт-Петербург, Тюменская область и некоторые другие субъекты-доноры. Также Центр выделит дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ. Не забывает Минфин и о субсидиях региональным бюджетам на содействие занятости населения, на финансирование оказания дополнительной медицинской помощи местными врачами. В сумме эти отчисления из Центра достигают более 470 млрд. руб.

В минфиновский список получателей дотаций попали около 70 субъектов РФ. Согласно сводке Росстата о численности населения в регионах России за 2009 год, речь в данном случае идет примерно о 100 млн. россиян. Тем самым в пересчете на душу населения приходится в среднем около 4700 руб. дотаций из федерального бюджета.

В то же время из проекта бюджета-2011 следует, что в России между регионами существует сильнейшая дифференциация не только по доходам населения, но и по федеральной помощи Центра. Объемы этой помощи субъектам различаются порой более чем в 50 раз, а иногда и в 100 раз. Так, в Белгородскую область Минфин перечислит в 2011 году менее тысячи рублей на каждого жителя. Дотации же Центра в расчете на каждого жителя Камчатки достигнут почти 90 тыс. руб.

Выделяются 10 субъектов РФ, в которые в будущем году помощь из Центра поступит в минимальном объеме (от 950 до 1900 руб. в расчете на душу населения), и 10 субъектов РФ, которым предстоят щедрые федеральные вливания (от 12 тыс. руб. до почти 90 тыс. руб. на каждого жителя). В первую группу попали Белгородская, Свердловская, Нижегородская, Калужская, Оренбургская, Вологодская, Калининградская, Новгородская области, Красноярский край, Башкортостан.Вторая группа представлена Бурятией, Еврейской автономной областью, Чечней, Ингушетией, Чувашией, Алтаем, Тувой, Якутией, Магаданской областью, Камчатским краем.

Эксперты «НГ» соглашаются, что многое в таком распределении зависит от экономической обстановки в регионах. Логично, что регионам с наименее развитой промышленностью или со слабым аграрным сектором, а также с острой социальной обстановкой государство выделит больше средств, чем тем областям, которые чувствуют себя уверенно с экономической и с социальной точек зрения. Поэтому по такой региональной «разблюдовке» Минфина можно понять, в каком положении находятся те или иные субъекты РФ. Точнее - в каком положении они находятся в глазах высшего руководства страны. «Многое зависит от развитости, самодостаточности регионов. Районы Центральной России - это чаще всего и аграрные, и промышленные районы одновременно. Тем регионам, на территории которых сохранились и активно действуют промышленные гиганты, конечно, проще», - рассуждает руководитель Центра инвестиций Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН ЯковДубенецкий.

Однако часть экспертов напоминают: наличие промышленных гигантов на территории региона еще не гарантирует его благополучия. По данным Независимого института социальной политики, металлургическая, машиностроительная и другая промышленность так и не оправилась от кризисного шока в Поволжье, на Урале, в некоторых областях центра и северо-запада и отчасти - в Сибири.

По словам экспертов, в распределении дотаций из Центра помимо экономических мотивов нужно искать и политические. Причем часть аналитиков настаивают именно на политических мотивах. «За таким распределением стоит политика. Одни неблагополучные регионы властям кажутся более важными, чем другие, в силу своего стратегического положения или этнокультурного фактора, - поясняет аналитик группы «Развитие» Сергей Шандыбин. - Лоббистские возможности регионального руководства, в свою очередь, опираются на вполне объективные факторы. На те проблемы, которые могут возникнуть у федеральных властей, если они откажутся идти на поводу у местных руководителей».

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.