Методика оценки финансовых рисков на предприятии

В отечественной хозяйственной практике используется система критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса и возможности восстановления платежеспособности предприятия, представленная в Приложении 3 [15. С.72].

При этом существуют множество авторских моделей прогнозирования банкротства. Широкое распространение в качестве инструментов прогнозирования банкротства отечественных промышленных предприятий получили зарубежные аналитические модели Э. Альтмана, Р. Таффлера. При этом наибольшее признание в российской практике оценки деятельности хозяйствующих субъектов, анализа и прогнозирования банкротства снискали модели Э. Альтмана (двухфакторная и пятифакторная).

Самой простой моделью прогнозирования банкротства является двух факторная Э. Альтмана, которая используется в американской практике:

Z2 = 0,3877 + (-1,0736) х Х1 + 0,579 х X2, (1.3.10)

где X1- показатель текущей ликвидности;

Х2 - показатель удельного веса заемных средств в активах.

Если результат расчета значения Z2 <0, то вероятность банкротства невелика, если Z2 >0, то высока вероятность банкротства [43. С.261].

При прочих равных условиях вероятность банкротства тем меньше, чем больше коэффициент текущей ликвидности и меньше коэффициент финансовой зависимости:

- для компаний, у которых Z = 0, вероятность банкротства - 50%;

- если Z < 0, то вероятность банкротства меньше 50% и далее снижается по мере уменьшения Z;

- если Z > 0, то вероятность банкротства больше 50% и возрастает с ростом Z.

Таффлер разработал следующую четырехфакторную модель:

Z = 0,53 х Х1 + 0,13 х Х2 + 0,18 х X3 + 0,16 х Х4, (1.3.11)

где Х1 - отношение прибыли от продажи к краткосрочным обязательствам;

Х2 - отношение оборотных активов к сумме обязательств;

X3- отношение краткосрочных обязательств к сумме активов;

Х4 - отношение выручки к сумме активов.

Если величина Z-счета больше 0,3, это говорит о том, что у фирмы неплохие долгосрочные перспективы, если меньше 0,2, то банкротство более чем вероятно [43. С.262].

Наибольшую известность в области прогнозирования угрозы банкротства получила пятифакторная Z-модель Альтмана. Индекс Альтмана (индекс кредитоспособности) представляет собой функцию от некоторых показателей, характеризующих экономический потенциал предприятия и результаты его работы за истекший период.

В общем виде индекс кредитоспособности (Z-счет) имеет вид:

Z = 1,2 х Х1 + 1,4 х Х2 + 3,3 х X3 + 0,6 х Х4 + 1,0 х Х5, (1.3.12)

где Z - интегральный показатель уровня угрозы банкротства;

Х1- отношение собственных оборотных активов (чистого оборотного капитала) к сумме активов;

Х2 - рентабельность активов (отношение чистой прибыли к сумме активов);

X3 - уровень доходности активов (отношение прибыли до налогообложения к сумме активов);

Х4 - коэффициент соотношения собственного и заемного капитала (либо отношение рыночной стоимости акций к задолженности)

Х5 - оборачиваемость активов (или отношение выручки от продаж к сумме активов).

Результаты многочисленных расчетов по модели Э.Альтмана показали, что обобщающий показатель Z может принимать значения в пределах (-14,+22). В зависимости от значения Z - счета дается оценка вероятности банкротства предприятия по определенной шкале, которая представлена в таблице 1.3.2.

Таблица 1.3.2

Значение

Z

-счета пятифакторной модели Э.Альтмана [21]

Значение Z-счета

меньше 1,8

от 1,81 до 2,7

от 2,8 до 2,9

больше 3,0

Вероятность банкротства

очень высокая

высокая

низкая

очень низкая

Перейти на страницу:
1 2 3 4


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.