Анализ налоговых доходов местного бюджета за 2009-2010 г. на примере г. Ставрополя

Согласно данным таблицы 1 в 2010 г. в доходах местного бюджета более половины (57,1%) составляли налоги на доходы физических лиц, 2,9% - налоги на имущество физических лиц, 9,8% - единый налог на вмененный доход.

Структура поступлений основной части доходов местного бюджета в 2009-2010 гг.представлена на рисунках 1 и 2.

Рисунок 1 - Структура поступлений основной части доходов местного бюджета в 2009 г.

В структуре доходов местного бюджета за рассматриваемый период особых изменений не произошло. НДФЛ по-прежнему занимает главное место в структуре всех доходов города. Его доля в 2010 г. по сравнению с 2009 г. снизилась на 4%.

Рисунок 2 - Структура поступлений основной части доходов местного бюджета в 2009 г.

Итак, основная часть доходов местного бюджета (75,8%) сформирована за счет поступлений: налога на доходы физических лиц - 1734,4 млн. рублей или 57,1% от общего объема поступлений в местный бюджет, земельного налога - 273,0 млн. рублей (8,9%), единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 298,2 млн. рублей 9,8 %.

Согласно данным министерства финансов Ставропольского края бюджет города Ставрополя за 2010 год исполнен по доходам в сумме 7 702 млн. рублей и по расходам в сумме 7 773 млн. рублей. Расходы превысили доходы на 71 667 тыс. рублей за счет уменьшения суммы остатков средств, имевшихся на начало года.

Выводы и предложения

В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:

Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК и принятых в соответствии с ним ФЗ о налогах и (или) сборах. Наиболее важные положения об организации и осуществлении налогообложения в России закреплены НК РФ. НК РФ состоит из двух частей - общей и особенной. В части первой НК устанавливается система налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ.

Законодательство о налогах и сборах является, по сути специальным налоговым законодательством. В соответствии со ст. 1 НК РФ оно включает в себя:

- Федеральное законодательство о налогах и сборах (состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним ФЗ о налогах и сборах);

- Региональное законодательство о налогах и сборах (состоит из законов субъектов РФ и иных нормативно правовых актов о налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ законодательными (представительными) органами субъектов РФ);

- Местные акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. «Местный бюджет (бюджет муниципального образования) - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления».

В доходы местных бюджетов зачисляются местные налоги, сборы и штрафы, отчисления из федеральных налогов и налогов субъектов РФ в соответствии с нормативами, установленными федеральными законами и законами субъектов РФ.

Итак, в настоящее время на законодательном уровне сформировалось новое понимание собственных доходов бюджета, выражающееся в разделении источников доходов бюджетов в зависимости от вида расходных полномочий. Идея реформирования бюджетных отношений в части разграничения доходов бюджетов оформилась в следующую схему: собственные полномочия - собственные доходы; переданные полномочия - переданные субвенции.

Укрепление доходной базы местного самоуправления на наш взгляд должно идти по двум направлениям: базовое обеспечение путем совершенствования налогового и бюджетного законодательства и повышение уровня собственных доходов.

Единый налог на вмененный доход играет существенную роль в пополнении местных бюджетов, которая в последние годы все больше возрастает в связи с передачей средств, собираемых за счет единого налога на вмененный доход, почти в полном объеме в доходы местных бюджетов.

В соответствии со ст. 15 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог является одним из двух видов налогов, 100% поступлений от которого направляются в местный бюджет (вторым подобным налогом является налог на имущество физических лиц).

В настоящее время в соответствии со ст. 15 НК РФ налог на имущество физических лиц отнесен к категории местных налогов. Но в разделе X НК РФ «Местные налоги» содержится только гл. 31, регулирующая правоотношения, касающиеся взимания земельного налога. То есть глава, посвященная налогу на имущество, в НК РФ на настоящий момент отсутствует, хотя при этом он и классифицируется как местный.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.