Налогообложение как инструмент политики устойчивого развития и экономической безопасности страны

Налоги являются главным источником финансовых ресурсов, централизуемых в руках государства для обеспечения общественно необходимых и законодательно установленных потребностей общества. С налоговой системой и налоговой политикой связаны интересы не только общества и государства, но и всех граждан, слоев и групп населения, предприятий и организаций, что в свою очередь оказывает влияние на экономическую составляющую национальной безопасности.

Налоги и налоговая политика объективно включены в систему экономической безопасности России:

как инструмент воздействия на экономические и социальные процессы, происходящие в государстве;

как ресурсный фактор, находящийся в руках государства;

как фактор взаимосвязи государства и субъектов экономики (физических и юридических лиц, территорий и т.п.).

Таким образом, налоговый механизм может выступать в качестве средства обеспечения экономической безопасности или, наоборот/может являться источником усиления угроз и рисков.

Изменения, происходящие сегодня в налоговой политике и налоговом механизме, его негативное влияние на развитие экономики не позволяют говорить о финансовой стабильности и экономической безопасности. Поэтому остаются актуальными представляют наибольшую экономическую безопасность следующие факторы в государственной системе налогообложения:

налоговые неплатежи вследствие общего финансового кризиса в реальном секторе экономики;

кризис платежей и продолжение стагнации производства;

усиление «сопротивляемости регионов при передаче федеральных налогов «центру»;

неустойчивость государственной власти и отсутствие неотвратимой ответственности субъектов хозяйственной деятельности.

В российской концепции национальная безопасность трактуется как защищенность жизненно важных интересов граждан, общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от внешних и внутренних угроз, различных по своей природе -политических, военных, экономических, информационных, экологических и т.д. Главная роль в обеспечении национальной безопасности отводится экономике.

Под экономической безопасностью, согласно Государственной стратегии обеспечения экономической безопасности, понимается «обеспечение такого развития экономики, при котором создались бы приемлемые условия для жизни и развития личности, социально-экономической и военно-политической стабильности общества и сохранения целостности государства, успешного противостояния влиянию внешних и внутренних угроз».

Экономическая безопасность в современном мире можно представить многоуровневую систему, построенную по принципу глобальности охватываемых проблем: Мировое хозяйство=> Государством Регион (город, район)=> Предприятие (организация)=> Личность.

На уровне мирового хозяйства экономическая безопасность представляет собой такой комплекс международных условий сосуществования, договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству члену мирового сообщества обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития, не подвергаясь внешнему и политическому давлению и рассчитывая на невмешательство, понимание и взаимоприемлемое и взаимовыгодное сотрудничество со стороны остальных государств.

Путь к осуществлению международной экономической безопасности лежит через отказ от навязывания моделей развития, от экономического и политического принуждения, через признание права любого народа на выбор собственного пути, через уважение законности существования различных форм собственности и интересов, через сознание того, что «мирный дивиденд» возможен не только в военно-стратегических, но и в экономических отношениях по мере освобождения их от конфронтационности и ориентации на сиюминутную прибыль. В долгосрочном плане даже частный капитал выигрывает гораздо больше от прогресса зарубежных стран, чем от их примитивного ограбления и эксплуатации.

В настоящее время, когда глобализация экономики принимает характер общемировой тенденции, выдвигаются новые, более жесткие требования к участию регионов в конкуренции территориальных условий. В этой ситуации первоочередной целью, стоящей в нашей стране, является обеспечение динамично ускоряющегося развития территорий по совокупности их социально-эколого-экономических функций, то есть достижение устойчивого развития регионов.

Устойчивое развитие регионов обеспечивается в результате реализации целого комплекса факторов. Среди таких факторов особо следует выделить налоговый механизм, значение которого с позиций устойчивого развития проявляется в следующем. Во-первых, это мощный ресурсный фактор, задающий размер материальной базы территориального развития. Во-вторых, это действенный инструмент регулирования регионального развития. В-третьих, это механизм обратной связи и зависимости уровня развития региона от состояния его экономических субъектов. Таким образом, налоговый механизм может выступать как одно из средств обеспечения устойчивого развития или, наоборот, являться фактором нестабильности системы жизнеобеспечения региона.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.