Функции бюджетной системы и структура государственного бюджета

Бюджет центрального правительства, региональные бюджеты и местные бюджеты тесно взаимосвязаны как по источникам поступления денежных средств, так и их расходованию. При решении главных задач они совместно решают политические, экономические и социальные цели общества, применяя принцип компромисса интересов основных групп, как в политике, так и в экономике. Носителями этих интересов выступают министерства, политические партии, финансово-промышленные группы, монополии, союзы предпринимателей, профсоюзы отраслей и т.д. Достигается этот компромисс иногда в острой политической и экономической борьбе путем перераспределения налогов, бюджетных дотаций, распределением государственных заказов и т.д. В этой борьбе складывается распределение и перераспределение денежных ресурсов в рамках единого государственного бюджета.

Таким образом, государственный консолидируемый бюджет представляет собой не только бюджет центрального правительства, но и совокупность бюджетов всех уровней государственных и административно-территориальных властей (субъектов и муниципальных образований).

Но, вместе с тем, к бюджету можно отнести также различные внебюджетные фонды, которые являются составной частью государственных финансовых средств, имеющих целевое назначение. По своему количественному составу они не включаются в состав бюджета, т.е. не являются частью бюджетов всех уровней и не подлежат изъятию. Но по принципу распределения и использования они равнозначны государственным бюджетным расходам. Находятся они в распоряжении центральных и местных органов власти, концентрируясь в определенные целевые фонды. Это пенсионные, внебюджетные и другие фонды, которые создаются за счет специальных налогов, отчислений предприятий, займов и субсидий из бюджета. Посредством их государство сглаживает остроту бюджетного дефицита, оказывает помощь в развитии отдельных отраслей, регионов, стимулирует инвестиционные процессы в областях и районах. Большинство государственных фондов формируется для содержания и финансирования производственной и социальной инфраструктуры: автострад, аэропортов, гидроэлектростанций, лесовосстановительных посадок, водоохраны и др. Крупнейшими фондами являются фонды социального страхования: пенсионного обеспечения, пособий по болезни, безработице, переквалификации кадров и т.д. [8]

Таким образом, внебюджетные фонды расширяют возможность государственного регулирования и вмешательства в экономику, минуя бюджет и парламентский контроль. В любом государственном образовании выделяется структура бюджета по доходам и расходам. Следует отметить, что в зависимости от используемых критериев выделяют несколько бюджетных классификаций расходов и доходов.

Среди классических группировок расходов выделяют ведомственную, где расходы распределены в зависимости от министерств и ведомств; предметную - в соответствии с видами учреждений; экономическую, отражающую расходы по целевому назначению (капиталовложения, заработная плата и пр.); смешанную, отражающую расходы, распределяемые по министерствам, а внутри министерств - по предметам. В целевой группировке расходы разбиваются в соответствии с общенациональными, политическими, экономическими и социальными программами. В классификации по функциональным признакам расходы разделены на социальные, обеспечения занятости, здравоохранения, транспорта и связи, внутренних дел, обороны. Они в свою очередь разбиты по категориям затрат: заработная плата, текущие расходы и пр.

Доходы классифицируются по источникам (форма платежа, субъект, объект, отрасль и т.д.), по видам доходов (налоги от государственных предприятий и т.д.), по способу взимания (налоги и штрафы, плата за услуги и добровольные взносы), по срочности (безвозвратные, временные). По форме, методам изъятия и содержанию все доходы делятся на налоговые и неналоговые. [28]

Надо отметить, что структура государственного бюджета в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Перейти на страницу:
1 2 3 4


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.