Теория и история НДС

К системе косвенного обложения относятся платежи, которые фактически взимаются с потребителями товара, работы, услуги, поскольку включается в их цены. Самым популярным косвенным налогом в мире считается НДС. Налог на добавленную стоимость установлен в более чем 120 странах мира. Идея создания платежа родилась у немецкого предпринимателя Вильгельма фон Сименса в 1919 году. Вначале налог назывался «Veredelte Umsatzsteuer» - «облагороженный налог с оборота». Его платили при продаже любой продукции или услуг. При этом фирмы не могли зачесть налог при покупки сырья. Однако внедрить НДС на практике у Вильгельма фон Сименса не получилось. Позже принцип взимания НДС доработал француз Морис Лоре. Прежде чем ввести налог на добавленную стоимость на территории Франции, налог «тестировали» в африканском государстве Кот д`Ивуар более десяти лет. Современный вид НДС приобрел во Франции в 1954 году. Машинка для перманентного татуажа подробнее.

Переход к единообразному косвенному обложению в ЕС начался с гармонизации национальных систем налога с оборота. Этот налог охватывал все товары, поступавшие во внешнеторговый оборот и являлся одним из основных источников дохода государственных бюджетов стран-членов Европейского сообщества. Среди косвенных налогов он оказывал наибольшее влияние на конкурентные позиции предприятий и фирм в Сообществе.

К началу и в первые годы деятельности ЕС в странах-членах практиковались две системы взимания налога с оборота: кумулятивная система и система «налога на добавленную стоимость» (НДС). Последний налог, известный в англоязычных странах как «VAT» (Value-added tax), а во франкоязычных странах как «TVA» (Taxe sur la valeur ajoutee), является крупным источником средств в большинстве стран мира. Налог взимается многократно, на каждой стадии продвижения товаpa или услуги к потребителю; объектом обложения является только стоимость, добавленная на данной стадии их производства или реализации (а не полная стоимость, как при кумулятивной системе).

В апреле 1967 г. Совет ЕС принял директиву о переходе стран-участниц не позднее 1 января 1970 г. к единой (европейской) системе налога на добавленную стоимость, который таким образом утверждался в качестве основного косвенного налога для Сообщества. В соответствии с директивой государства, имеющие намерение в будущем вступить в Сообщество, должны обладать уже функционирующей системой НДС. Это обусловливается, в частности, наличием весомого налогового компонента в составе так называемых собственных финансовых средств ЕС, за счет которых формируется его бюджет (в 1997 г. доля отчислений от налога на добавленную стоимость в собственных средствах Сообщества составляла 66%).

Согласно принятой международной классификации, НДС относится к разряду налогов на потребление. Основные черты европейской системы НДС определены директивами Совета ЕС, принятыми в разные годы. Среди них особое значение имеет 6-я директива от 17 мая 1977 г., установившая единую базу для исчисления НДС. Под этим понимается свод общих правил, которые определяют объект налога, метод расчета налоговой суммы; место, где сделка подлежит обложению; случаи невзимания данного налога; порядок вычета НДС, уплаченного на предыдущих стадиях реализации, а также освобождения от него экспортных товаров и обложения импортных. Наличие такой базы - необходимое условие единообразного применения НДС в странах-членах (в частности, это имеет большое значение при определении суммы налоговых отчислений в единый бюджет Сообщества).

В соответствии с 6-й директивой европейский НДС представляет собой универсальный налог на потребление, охватывающий торговлю, промышленность (включая добывающую), сельское хозяйство, предоставление услуг. При этом отдельные страны-члены могут, по согласованию с Комиссией, временно исключать из сферы применения НДС некоторые секторы экономики (к ним, в частности, относятся общественное радиотелевидение, государственная почта, продажа недвижимости, банковские и страховые услуги). На усмотрение стран-участниц оставлен вопрос о способе обложения оборотов мелких предприятий и фирм, а также услуг, предназначенных для личного потребления (медицинское обслуживание, парикмахерские и пр.).

Европейская Комиссия ставит целью добиться от стран-участниц сокращения числа исключений и распространения сферы действия НДС на все виды деятельности, включая новые виды услуг. В июне 1998 г. Комиссия опубликовала правила применения НДС в сфере электронной торговли, в том числе осуществляемой через международную сеть интернет. Ряд директив Совета ЕС касается гармонизации ставок НДС. Согласно этим директивам, с 1 января 1993 г. страны-члены могут практиковать не более двух ставок НДС: стандартную и сниженную (ранее в некоторых странах действовало до трех и более ставок). Минимальный уровень стандартной ставки, ниже которого не могут снижаться национальные ставки НДС, составляет 15% (верхний предел не установлен). Сниженная ставка (не менее 5%) может применяться только к отдельным товарам и услугам, таким, как продовольствие, фармацевтические товары и медицинское оборудование, книги, газеты, услуги пассажирского транспорта и некоторые другие. Льготные ставки (не ниже 5%) могут применяться также к поставкам природного газа и электроэнергии при условии, что их применение не искажает условия конкуренции.

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.