Косвенные налоги

НДС

НДС взимается с оборота товаров и услуг на территории Словении, а также их приобретения в рамках ЕЭС, включая приобретение новых транспортных средств в ЕЭС и импорт товаров. С мая 2004 г., когда Словения стала членом ЕС, вступили в силу все положения, регулирующие торговлю в рамках Сообщества.

Лицо должно регистрироваться в качестве плательщика НДС, если совокупная стоимость реализуемых товаров (услуг) в течение предыдущего 12-месячного периода превысила 25000 евро. В отношении сельскохозяйственной деятельности установлен предел в размере 7500 евро. Иностранный налогоплательщик, осуществляющий поставку товаров и услуг в Словению, подлежит регистрации вне зависимости от их стоимости.

В Словении установлены две ставки НДС - стандартная 20% и пониженная 8,5%, применяемая в случае реализации ряда товаров и услуг (продукты питания, животные, растения, семена, вода, медицинские препараты и медицинское оборудование, книги, газеты, журналы, удобрения, пассажирские перевозки и др.). Ставку в размере 4% вправе применять фермеры при реализации производимой ими сельскохозяйственной продукции.

Законом о НДС предусмотрено применение двух форм освобождения от НДС - освобождение без предоставления или с предоставлением зачета ранее уплаченного НДС, а также установлен перечень товаров и услуг, на которые распространяется действие этих двух видов освобождений.

Декларация по НДС подается не позднее последнего дня месяца, следующего за налоговым периодом (календарный месяц или календарный квартал). Сумма превышения "входного" НДС над начисленным с налогооблагаемого оборота переносится на следующий налоговый период или возвращается плательщику по его заявлению в течение 60 дней после подачи декларации, а экспортерам - в течение 30 дней.

Туристы, проживающие за пределами ЕС, имеют право на возврат НДС с товаров, приобретенных в Словении (за исключением минерального топлива, алкогольных напитков и табачных изделий), если общая сумма покупок превышает 50 евро и они вывозятся за пределы ЕС в течение трех месяцев со дня приобретения.

Акцизы

Подакцизными товарами в Словении признаются табачные изделия, алкогольные напитки и энергоносители, а с 1 марта 2007 г. также электричество. Уплата акцизов, осуществляемая ежемесячно, контролируется таможенной администрацией. Размеры акцизов устанавливаются на единицу подакцизного товара в евро. Акцизы не взимаются с ряда товаров, включая экспортируемые и реализуемые для дипломатических и консульских целей, для международных организаций, личных нужд сотрудников дипломатических и консульских учреждений или международных организаций, для нужд вооруженных сил иностранных государств - участников международных альянсов.

Налог на услуги по страхованию

Налогооблагаемым лицом признается страховая компания или иная организация, оказывающая страховые услуги на территории Словении. Обязательство по уплате налога возникает при выставлении счета на оплату страхового взноса. Налог взимается ежемесячно по ставке 6,5% от страхового взноса или вклада. Декларация подается вне зависимости от возникновения обязательства по уплате этого налога. Освобождению подлежит обязательное страхование, страхование имущества и жизни на срок более 10 лет, страхование от несчастных случаев за границей и возобновление страховки.

Налог на передачу недвижимого имущества

Этот налог уплачивается лицом, отчуждающим недвижимость, по ставке 2% налоговой базы, которой признается цена продажи. Налогоплательщик самостоятельно подает налоговую декларацию в местный налоговый орган в течение 15 дней со дня возникновения налогового обязательства.

Налог на автотранспортные средства

Объектом налогообложения признаются пассажирские автомобили, впервые ввозимые в Словению для конечного пользования. Действует прогрессивная шкала ставок налога от 1% до 13% от цены продажи транспортного средства. По данному налогу предусмотрены социальные льготы для инвалидов, многодетных семей.

Таможенные пошлины

Как член ЕС Словения применяет единое таможенное законодательство ЕС, которое, не имея внутренних таможенных пошлин, взимает их при ввозе товаров из третьих стран.

Словения также применяет Регламент Совета (ЕЭС) N 918/83 от 28 марта 1983 г., устанавливающий систему освобождений от уплаты таможенных пошлин, который позволяет при определенных условиях не взимать экспортные или импортные пошлины при ввозе товаров на территорию Словении или их экспорте.

Правила налогового администрирования

Закон о налоговых процедурах, применяемый в Словении с 1 января 2007 г., направлен на повышение степени уверенности налогоплательщиков, упрощение налоговых процедур и снижение административной нагрузки как на плательщиков, так и на налоговую администрацию.

Перейти на страницу:
1 2


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.