Налог на использование природными ресурсами (экологический): плательщики налога, объект обложения, льготы, ставки налога; порядок исчисления, сроки предоставления расчета и уплаты

Порядок исчисления и уплаты субъектами хозяйствования экологического налога и налога за добычу (изъятие) природных ресурсов (далее - платежи за природопользование) определен положениями главы 19 и главы 20 Налогового кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) (далее ОЧ НК).

Основой норм, определенных в названных главах проекта ОЧ НК, послужили нормы Закона Республики Беларусь от 23.12.1991 № 1335-XII «О налоге за использование природных ресурсов (экологический налог)» (далее - Закон № 1335-XII) и Указа Президента Республики Беларусь от 07.05.2007 № 215 «О ставках налога за использование природных ресурсов (экологического налога) и некоторых вопросах его взимания» (далее - Указ № 215), которые утрачивают свою силу с принятием ОЧ НК.

Так, главами 19 и 20 проекта ОЧ НК предусмотрены следующие изменения и дополнения, касающиеся порядка исчисления и уплаты платежей за природопользование:

определены плательщики указанных платежей, объекты налогообложения, налоговая база, налоговые ставки, налоговый период, порядок исчисления и расчетов с бюджетом, источники уплаты указанных платежей (ранее понятие «налоговой базы» и «налогового периода» на законодательном уровне не были четко определены);

плательщиками налога за захоронение отходов производства на объектах захоронения отходов определены собственники отходов производства (пункт 2 статьи 204 проекта ОЧ НК);

исключены из объектов налогообложения выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух мобильными источниками; объемы импорта пластмассовой, стеклянной тары, тары на основе бумаги и картона, используемой для упаковки товаров, реализованных на экспорт, при условии раздельного учета; объемы изъятия полезных ископаемых из недр при строительстве подземных частей наземных зданий, сооружений и иных объектов строительства, не связанные с добычей полезных ископаемых, в том числе их изъятия со дна водоемов при производстве дноуглубительных работ; добыча грунта, песка и песчано-гравийной смеси, используемых для производства работ по преодолению последствий аварии на Чернобыльской АЭС;

исключена обязанность индексирования субъектами хозяйствования исчисленных сумм платежей. Вместе с тем, следует отметить увеличение размера ставок по платежам за природопользование по сравнению с их размером, определенным Законом № 1335-XII и Указом 215;

сокращено количество ставок по налогу за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду,

дополнен перечень коэффициентов, применяемых к ставкам налога за сброс сточных вод или загрязняющих веществ в окружающую среду, коэффициентом 0,006 за сброс сточных вод для владельцев коммунальной и ведомственной канализации (сброс от населения), для рыбоводных организаций и прудовых хозяйств (сброс с прудов);

для природопользователей исключена обязанность формирования, согласования с территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды и представления плательщиками в налоговые органы по месту постановки на учет отчета о сборе (заготовке) и переработке отходов пластмасс для целей применения льготы, предусмотренной ранее в пункте 11 Указа № 215;

предоставлено право исчисления плательщиками сумм налогов за хранение и захоронение отходов производства исходя из установленных годовых лимитов и соответствующих ставок;

определен новый срок представления плательщиками, осуществляющими исчисление и уплату некоторых платежей за природопользование исходя из установленных годовых лимитов, налоговых деклараций (расчетов) в налоговый орган - 20 апреля календарного года (ранее такой срок представления был определен 20 февраля календарного года);

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.