Развитие налогообложения страховой деятельности в процессе становления страхового рынка

Для анализа состояния налогообложения страховых организаций и выявления требующих решения проблем представляется важным проследить развитие страхования в стране, показать, в какой мере оно связано с изменениями в системе налогообложения.

В начале 1990-х гг. рост поступлений страховых взносов отставал от темпов инфляции. Негативную роль сыграло то, что обесценивание денег оказало разрушительное действие на долгосрочное страхование жизни, приносившие основную часть поступлений в системе государственного страхования. Данный период характеризуется резкими изменениями величины долей, приходящихся на различные виды страхования. Дело в том, что в то время национальный страховой рынок находился на стадии становления, шла разработка страхового законодательства. Принятие новых законов и нормативных документов вносило существенные коррективы в развитие страхового рынка. Ведущие позиции в этот период занимает имущественное страхованием (36 % взносов в 1992 г.). На личное страхование в 1992 г. приходилось 29% взносов. В условиях нестабильности социально-экономического развития России деятельность многих страховых организаций ориентировалась на проведение конъюнктурных видов страхования. Так, высокая доля поступлений по страхованию ответственности объясняется широким распространением страхования ответственности заемщиков (страхование кредитов): на его долю в 1992 г. приходилось более 1/4 всех страховых взносов, а в 1993 г. - около 20%.

Названный период характеризовался и спецификой налогообложения. В 1992-1993 гг. страховые организации платили налог на доходы. Доход от страховой деятельности представлял собой сумму страховых платежей, полученных по договорам страхования, перестрахования, а также иных поступлений доходов за вычетом затрат (кроме затрат на оплату штатных работников). Отдельно облагалась прибыль от инвестиций, а также доходы по нестраховой деятельности (как у промышленных, так и других предприятий). Широко распространенными нестраховыми доходами являлись доходы от консультационных услуг, от сдачи имущества в аренду. Таким образом, практически существовало два параллельных налога - на доход и на прибыль. Характерно, что денежные средства размещались под высокие годовые проценты, которые подлежали льготному налогообложению (15% у предприятий, в том числе и у страховых организаций). Это в свою очередь сыграло не малую роль при развитии некоторых видов страхования.

Впоследствии (начиная примерно с 1994 г.) имело место уменьшение амплитуды колебаний долей, приходящихся на различные отрасли страхования, и выявлением устойчивых тенденций в их развитии. Так, большая часть поступлений приходилась на личное страхование. Размер ее, хотя и медленно, но все же увеличивался. Это связано со значительным распространением так называемого "возвратного" страхования. Однако данный вид являлся не столько страхованием, сколько способом уменьшения налоговых выплат предприятий (страхователей). Страхование физических лиц за счет средств предприятий составляло 26% совокупного страхового портфеля отечественных страховых организаций. Привлекателен данный вид был тем, что со страховых выплат не удерживался подоходный налог и взносы во внебюджетные фонды. Бюджет терял в целом 23% от суммы получаемой заработной платы, выплаченной через возвратное страхование.

Вплоть до конца 1990-х гг. не была четко определена база для исчисления налога на прибыль страховщиков. Так, для фирм, проводящих страхование пассажиров междугородних перевозок, автовокзал выступал агентом по обязательному страхованию, получал комиссионные вознаграждения, но при этом не был решен вопрос, за счет какого источника производятся расходы по инкассации денежных средств, затраты по кассовому обслуживанию предприятий, амортизационные отчисления кассовых аппаратов, расходы электроэнергии по страховым операциям. Зачастую на практике автовокзал должен был производить вышеуказанные затраты за счет своей прибыли. Не был определен порядок формирования и использования резерва предупредительных мероприятий. Транспортные предприятия не полностью перечисляли деньги страховщикам, оставляя у себя отчисления на превентивные мероприятия. В выручку страховщика включались только суммы, поступившие на его расчетный счет, что занижало базу налога на прибыль.

В целях приближения налогообложения страховщиков к налогообложению других коммерческих структур с 1 января 1994 г. для страховщиков был введен единый налог на прибыль от страховой, инвестиционной и нестраховой деятельности. Но ряд особенностей формирования прибыли страховщиков не был учтен. Кроме того, для страховщиков в марте 1994 г. была принята повышенная ставка налога на прибыль по сравнению с промышленными и другими предприятиями.

Специфика деятельности страховщиков такова, что основной проблемой является правильное исчисление финансового результата. В 1990-х гг. источником возникновения конфликтных ситуаций между страховщиками и налоговыми службами являлось то, что страховщики, в соответствии с принятым в то время общим порядком, вынуждены были определять финансовый результат (прибыль или убыток) ежеквартально. Главная сложность вызывалась тем, что, как правило, действие большей части договоров, заключенных страховщиком с клиентами, выходит за рамки отчетного периода (квартала).

Перейти на страницу:
1 2 3


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.