Налоговый учет и отчетность по налогу на прибыль

Главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации введено понятие налогового учета по налогу на прибыль. В том случае, если статьями главы 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка группировки и отражения в бухгалтерском учете, налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого отчетного (налогового) периода на основе данных налогового учета.

При этом под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы на прибыль на основе первичных учетных документов, сгруппированных в порядке, установленном Налоговым кодексом.

Целью ведения налогового учета является формирование полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

До 1 января 2002 г. до вступления в силу главы 25 НК РФ учет по налогу на прибыль строится с применением данных бухгалтерского учета и комплекса документов, составляемых для контроля за правильностью исчисления и уплаты налога на прибыль.

В состав таких документов, в частности, входят следующие:

расчет (налоговая декларация) налога от фактически полученной прибыли;

справка о корректировке балансовой прибыли для налогообложения;

расчет дополнительных платежей в бюджет (возврата из бюджета);

Справки об авансовых взносах налога в бюджет исходя из предполагаемой прибыли.

При расчете налоговой базы по налогу на прибыль до 1 января 2002 г. за основу берется бухгалтерская прибыль из Отчета о прибылях и убытках, в которую вносятся корректировки для целей налогообложения.

С 1 января 2002 г. налогоплательщики будут рассчитывать налогооблагаемую прибыль исходя из данных налогового, а не бухгалтерского учета.

В то же время для ведения налогового учета можно использовать данные бухгалтерского учета в том случае, если его правилами предусмотрен порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций, совпадающий с порядком, применяемым в налоговом учете.

Для сравнения согласно ст.1 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" бухгалтерский учет представляет собой систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Как видно из определений, эти два вида учета преследуют разные цели, хотя могут их решать одинаковыми методами.

В ст.313 НК РФ вводится понятие налогового учета как системы обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным статьями 314-333 НК РФ. Установленный НК РФ механизм налогового учета отличается от правил бухгалтерского учета.

В отношении положений о налоговом учете следует отметить, что вопросы общего характера, касающиеся понятия и принципов налогового учета, должны быть решены в части первой Кодекса в целях определения отличительных особенностей налогового учета, позволяющих отграничить его от других видов учета - бухгалтерского и пр., поскольку в НК РФ присутствует целый ряд положений об учете и отчетности, но вопрос о том, относятся ли они к налоговому учету, остается открытым. В частности, согласно ст.54 НК РФ, налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по своему усмотрению в следующих вариантах:

) на основе данных регистров бухгалтерского учета;

) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах налогообложения либо связанных с налогообложением;

) на основе сразу всех данных

В соответствии со ст.31 НК налоговый орган вправе определять суммы налогов, подлежащие внесению в бюджет, расчетным путем на основании имеющейся у него информации о налогоплательщике, а также данных об иных аналогичных налогоплательщиках в случаях непредставления налогоплательщиком налоговому органу необходимых для расчета налогов документов, отсутствия учета доходов и расходов, учета объектов налогообложения или ведения учета с нарушением установленного порядка, приведшего к невозможности исчислить налог. На основании ст.120 НК РФ под грубым нарушением правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения понимается совокупность следующих элементов: отсутствие первичных документов; отсутствие регистров бухгалтерского учета; систематическое несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений налогоплательщика.

Перейти на страницу:
1 2


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.