Использование банков для борьбы с уклонениями от уплаты налогов

Тем не менее, государство, конечно, не могло не воспользоваться возможностями, которые предоставляет закон «О противодействии легализации…» в целях оказания давления на банки, клиенты которых по фиктивным контрактам выводили за рубеж или обналичивали гигантские суммы.

Так, по сообщению ЦБ, только в 2007 году было отозвано 54 банковских лицензий, а с 2003 года лишились права заниматься банковской деятельностью 163 кредитных организации. Абсолютно большинство банков лишились своего статуса за несоблюдение требований закона «О противодействии легализации…».

Судя по тому, что многочисленные отзывы лицензий не сопровождались громкими расследованиями против наркобаронов, террористов, скупщиков краденного, можно сделать вывод, что основным мотивом для применения столь жестких мер ЦБ послужила как раз борьба с уклонистами, ведь банки играли здесь не последнюю роль.

Вот основные следствия этих мер ЦБ и ряда других органов власти:

. №Значительно (с 2 до 6%, а в отдельные периоды времени и до 15% от суммы) выросли цены на «услуги» по незаконному обналичиванию денег. То же самое можно сказать и о ценах на «услуги» по незаконному переводу денежных средств за рубеж (рост соответственно с 0,7-1 до 4,5-5%)» [2, с. 105]. Естественное, при росте цены спрос на услугу снижается. То есть государство фактически осуществило экономический подрыв данного вида деятельности.

. Оставшиеся на рынке банки, которые намерены и в дальнейшем заниматься цивилизованным банковским бизнесом, стали вводить процедуры проверки потенциальных клиентов, которые намереваются открыть. Часто такое проверки стали напоминать налоговые, с выездом специалистов банка в офис фирмы, истребованием бухгалтерской и налоговой отчетности и т.д. с целью удостовериться, что клиент ведет реальный бизнес.

. Пристальное внимание банки начали уделять отдельным операциям клиентов, часто реально препятствуя проведению таких операций (снятие наличных на хозяйственные нужды, «оплата» услуг оффшорной компании, перевод денег на счета частных лиц и т.д.)

. В настоящее время банки в большей степени вынуждены защищать интересы государства, нежели своих клиентов.

Таким образом, коммерческие банки под угрозой отзыва лицензии и других мер административного характера все больше вовлекаются в несвойственную им деятельность: обеспечение экономической безопасности государства, в частности - в сфере налогов.

Выводы

Как мы видим, государство использует довольно богатый арсенал средств обеспечения своих экономических интересов в сфере налогообложения. Это и усиление налогового администрирования, и введение автоматизированных процедур контроля, и «показательная порка», которая способствует культивированию страха у налогоплательщиков перед налоговыми органами. То есть меры эти работают изнутри бизнес-среды, затрагивая даже психоэмоциональную сферу лиц, принимающих хозяйственные решения. Иными словами, налогоплательщиков стараются поставить в такие условия, в которых им ничего не остается делать, кроме как выходить из теневого бизнеса «на свет».

Перейти на страницу:
1 2 


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.