Социально-экономическое содержание налогов с физических лиц

Социальная функция и направленность налогообложения напрямую связаны с моделью финансового обеспечения социальной политики. Социальная функция НДФЛ реализуется посредством сокращения неравенства в распределении доходов, воздействия на уровень доходов, сбережений населения, объем, динамику и структуру внутреннего спроса, качество жизни, демографические и др. показатели социальной сферы. С помощью налога на доходы государство оказывает влияние на социальное обеспечение, охрану здоровья, материнства, детства, медицинскую помощь, общедоступность и бесплатность образования, мотивации труда, реализацию гражданами права на труд, защиту от безработицы, трудовые взаимоотношения в сфере производства, обращения, управления, культуры, науки и др.

Анализ научных исследований, опыта развитых стран, свидетельствует о возрастании связи социальной функции государства с социальной направленностью налогообложения. Вместе с тем, в науке и практике понимание роли и значения, специфики социальной направленности налогообложения сложилось не сразу. Во многом этому способствовало выделение из финансовой науки налогообложения как самостоятельной научной дисциплины, формулирование научно-теоретических взглядов на налог и налогообложение, его природу и функции.

Так, если А. Смит проведя классификацию налогов, выделил прямые налоги и косвенные, указал на их фискальную и регулирующую функцию, то Дж.М. Кейнс обращает внимание на распорядительную или социальную, контрольную, политическую функции.

Переход в теории и практике с позиций налога на доходы как вынужденной меры к осознанию объективной необходимости и обязанности каждого уплачивать налоги, предопределил всеобщность данного вида налогообложения. Единственным основанием для неуплаты налога на доходы становится материальное положение субъекта налогообложения.

О сложности введения налога на доходы свидетельствует то, что во Франции с 1848 по 1914 год было разработано порядка 50 проектов налога на доходы, в США необходимость введения налога на доходы обсуждалось на протяжении более пятидесяти лет, в России, от первого опыта применения в 1812 году до принятия закона о налоге на доходы в 1916 году, прошло более ста лет.

Регулирующая функция налогов на доходы физических лиц в решении задач социальной политики в ведущих зарубежных странах получила свое преимущественное развитие после второй мировой войны, когда было осознано влияние налоговой политики на процессы накопления капитала, ускорение его концентрации и централизации, платежеспособный спрос населения и др.

В настоящее время в США, где налог на доходы с физических лиц формирует более 40% доходной части федерального бюджета, в Германии и Англии, где доля налога на доходы в бюджете составляет более 30%, во Франции, где налог на доходы занимает второе место среди источников бюджетных доходов, данный налог играет существенную роль в обеспечении финансами реализации социальной политики государства.

Устанавливая налоги на доходы физических лиц, сокращая налоговые обязательства, или полностью освобождая от уплаты налога на доходы различные категории населения, осуществляя поддержку слоев населения с низкими доходами, стимулируя развитие семьи, получение образования, вводя льготы по налогу на доходы в зависимости от расходов понесенных налогоплательщиками на содержание детей в детских дошкольных учреждениях, их обучение, повышение собственной квалификации, оказание помощи престарелым лицам и многое др., государство берет на себя заботы по обеспечению социальной стабильности и справедливости.

С социально-экономической точки зрения основным вопросом политики социальной направленности налогообложения является выбор модели и момента применения налога. Подвергаясь периодическому реформированию, система подоходного обложения населения в развитых странах обеспечивает баланс целей экономической и социальной политики государства.

Реформирование НДФЛ направлено на:

- повышение справедливости в обложении доходов, мер по увеличению вычетов для бедных слоев населения и среднего класса;

- упрощение системы исчисления налога на доходы;

создание нейтральной системы обложения доходов, оказывающих минимальное воздействие на экономический выбор плательщика;

устранение методов налогового регулирования, тормозящих развитие человеческого потенциала и введение налогового стимулирования роста благосостояния граждан;

содействие к перераспределению доходов населения в пользу сбережений;

улучшение системы налогового администрирования, внедрение электронных способов подачи и обработки налоговых деклараций.

Кроме этого, реформирование налоговых систем направлено: на расширение базы обложения путем включения доходов ранее освобожденных от налогообложения; снижение прогрессии ставок и сокращение числа разрядов шкалы обложения.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.