Учётная политика в целях налогового планирования

Оптимизировать налогообложение организация может и с помощью продуманной учетной политики. Определение учетной политики для целей налогообложения закреплено в ст. 11 НК РФ и подразумевает выбранные налогоплательщиком совокупность способов или методов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. При этом вся совокупность решаемых методом учетной политики для целей налогообложения вопросов делится на методические и организационно-технические способы ведения налогового учета.

Методологические способы - это способы формирования информации для правильного исчисления налогов и сборов. Среди выбранных организацией способов формирования налоговой базы выделяются следующие:

- предусмотренные налоговым законодательством;

- не предусмотренные налоговым законодательством;

- вариантность которых обусловлена противоречивостью налогового законодательства.

Организационно-технические способы ведения налогового учета - это способы организации самого технологического процесса, которые устанавливают: организацию работы бухгалтерской службы в части налогового учета (или налоговой службы и порядок ее взаимодействия с бухгалтерской службой); состав, форму и способы формирования аналитических регистров налогового учета; организацию документооборота, порядок хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета [11,с.82].

В соответствии с п.12 ст. 167 НК РФ принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января соответствующего года. Учетная политика для целей налогообложения, принятая организацией, является обязательной для всех ее обособленных подразделений.

С введением главы 25 НК РФ появляются новые нормы, касающиеся порядка формирования учетной политики для целей налогообложения. Статья 313 НК РФ устанавливает, что система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.

Требование законодательства определяет изменение порядка учета отдельных хозяйственных операций и (или) объектов в целях налогообложения в случаях изменения законодательства и применяемых методов учета. Недопустимо вносить изменения в учетную политику для целей налогообложения более одного раза в год. Однако статьей 313 НК РФ установлена возможность внесения дополнений в учетную политику для целей налогообложения, если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности. Он обязан определить и отразить в данной учетной политике принципы и порядок отражения этих видов деятельности для целей налогообложения.

Случаи, когда может быть изменена учетная политика для целей бухгалтерского учета, предусмотренные законодательством по бухгалтерскому учету, отличаются от случаев, предусмотренных НК РФ. В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона «О бухгалтерском учете» и ст. 16 ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» изменение учетной политики может производиться в случаях:

Перейти на страницу:
1 2


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.