Принятие решения о размере сумм, направляемых на дивиденды

Согласно статье 79 Закона об обществах к исключительной компетенции общего собрания акционеров кроме вопросов, отнесенных частью первой статьи 34 Закона об обществах и уставом акционерного общества к исключительной компетенции общего собрания участников хозяйственного общества, относятся принятие и утверждение решения о выпуске акций, принятие решений о приобретении акционерным обществом акций этого общества и о выплате дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев и по результатам года после окончания соответствующего периода.

К исключительной компетенции совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества относятся вопросы определения рекомендуемого размера дивидендов и срока их выплаты (ст. 85 Закона об обществах).

При принятии соответствующими органами решения о выплате дивидендов следует учитывать следующее.

Акционерное общество не вправе принимать решения об объявлении и выплате дивидендов, а также выплачивать дивиденды (п. 3 ст. 102 ГК):

до полной оплаты всего уставного фонда;

если стоимость чистых активов акционерного общества меньше его уставного фонда и резервного фонда либо станет меньше их размера в результате выплаты дивидендов;

в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

В данном случае уточним, что согласно статье 72 Закона об обществах акционерное общество не вправе принимать решения об объявлении и выплате дивидендов, а также выплачивать дивиденды, если:

уставный фонд оплачен не полностью;

стоимость чистых активов акционерного общества меньше суммы его уставного фонда и резервных фондов либо станет меньше их суммы в результате выплаты дивидендов;

акционерное общество имеет устойчивый характер неплатежеспособности в соответствии с законодательством об экономической несостоятельности (банкротстве) или если указанный характер появится у этого общества в результате выплаты дивидендов;

не завершен в соответствии со статьей 78 Закона об обществах выкуп акций акционерного общества по требованию его акционеров.

Чтобы установить оплачен ли уставный фонд полностью, следует обратиться к данным аналитического учета по субсчету 75-1 "Расчеты по вкладам в уставный фонд", открытому к счету 75 "Расчеты с учредителями" и счету 80 "Уставный фонд" в разрезе субсчетов: "Объявленный фонд", "Подписной фонд", "Оплаченный фонд", "Изъятый фонд".

Показатель "чистые активы" принимается в качестве критерия, характеризующего состояние уставного фонда организации.

Уставный фонд организации выполняет несколько функций:

является имущественной основой для деятельности организации, ее первоначальным (стартовым) капиталом. Его размер определяется учредительными документами и не может быть ниже установленного законодательством Республики Беларусь;

свидетельствует об определенной стоимости имущества, гарантирующей исполнение обязательства перед третьими лицами;

сформированный уставный фонд позволяет:

определить долю (процент) участия каждого учредителя (участника) организации и соответствующее этой доле право на количество голосов. Иными словами, определяет порядок участия в управлении (как правило, количество голосов на собрании зависит от размера участия в имуществе. Однако наличие, например, "золотой" акции в акционерном обществе дает ее владельцу ряд привилегий);

реализовать право участника (акционера) на участие в прибылях в соответствии с его долей или иных обязательств. Например, наличие привилегированных акций гарантирует ее владельцу фиксированные выплаты независимо от наличия прибылей в акционерном обществе;

при выходе участника из состава общества в некоторых организациях (например, в ООО, ОДО) служит критерием по имуществу, причитающемуся выбывающему участнику;

в случае ликвидации организации определяет право участников на остающуюся после удовлетворения претензий кредиторов часть имущества;

в ряде случаев является критерием для определения размера дополнительной (субсидиарной) ответственности участников по долгам организации.

Порядок расчета стоимости чистых активов установлен Инструкцией о порядке расчета стоимости чистых активов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 27 июня 2008 г. N 107 (с изменениями и дополнениями; далее - Инструкция N 107). Стоимость чистых активов определяется на 1 января организациями (кроме страховых организаций и профессиональных участников рынка ценных бумаг) на основании данных бухгалтерского баланса (форма 1) как разница между стоимостью активов и пассивов, принимаемых к расчету, по форме согласно приложению 1 к Инструкции N 107 (п. 2 Инструкции N 107).

Для установления фактов устойчивого характера неплатежеспособности следует воспользоваться методикой финансового анализа, определенной Инструкцией по анализу и контролю за финансовым состоянием и платежеспособностью субъектов предпринимательской деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь и Министерства статистики и анализа Республики Беларусь от 14 мая 2004 г. N 81/128/65, с изменениями и дополнениями. Данная Инструкция применяется в отношении юридических лиц, их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, осуществляющих на территории Республики Беларусь предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций) (далее - организация) для проведения анализа финансового состояния организаций и выявления организаций с неудовлетворительной структурой бухгалтерского баланса (неплатежеспособные организации).

Перейти на страницу:
1 2


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.