Расширение возможностей использования налоговых льгот

История развития любого государства представляет собой процесс последовательного поиска оптимальных способов и форм стимулирующего воздействия на экономику. Система общественных отношений в сфере налогообложения является одной из самых динамичных общественных систем. Вместе с развитием общества меняется и налоговое законодательство, любое изменение которого должно происходить на высоком качественном уровне, и при этом должны быть обеспечены гарантии участников налоговых отношений и определенная стабильность этих отношений. Принятие Налогового Кодекса Российской Федерации ознаменовало собой очень важный этап развития не

только российского налогового законодательства, но и российской налоговой системы в целом. В ряду основных направлений налоговой реформы, проходящей в настоящее время в России, на данном этапе можно выделить такие, как снижение налоговой нагрузки на товаропроизводителей; сокращение общего числа налогов; уменьшение количества и упорядочение налоговых льгот.

Необходимость сокращения налоговых льгот вызвана обилием экономически необоснованных и неэффективных налоговых льгот, содержащихся в ранее действовавшем налоговом законодательстве как на федеральном, так и на региональном уровне. Идеология Налогового кодекса РФ направлена в целом на то, чтобы исправить данную ситуацию. $ Часть вторая НК РФ демонстрирует явное желание законодателя практически полностью отказаться от использования института налоговой льготы при установлении конкретных налогов. Но при этом следует отметить, что текст основного налогового закона РФ зачастую отражает лишь терминологическую подмену одних понятий другими, а суть таких явлений остается прежней. Так, например, по действовавшему до принятия Налогового кодекса РФ налоговому законодательству статьи законов, в которых указывались доходы, операции, прибыль, не подлежащие налогообложению либо освобождаемые от налогообложения, квалифицировались законодателем как налоговые льготы. Налоговый кодекс также выводит из-под налогообложения определенные доходы, операции, прибыль, но при этом он не называет соответствующие нормы налоговыми льготами. Таким образом, учитывая то, что в современном налоговом законодательстве параллельно существуют разные явления, устанавливающие определенные преимущества для налогоплательщиков, актуальным становится приведение в соответствие их формы и содержания, а также разграничение схожих явлении, и, в частности, выделение из общего массива правовых норм налоговых льгот. Такое разграничение становится необходимым условием для дальнейшей оптимизации всей системы налогового льготирования.

Природа налоговой льготы недостаточно исследована в юридической литературе. Поскольку налоговое законодательство для постсоветской России явилось достаточно новой отраслью, для формирования понятийного аппарата налогового права был большей частью использован зарубежный опыт. При этом параллельно с развитием налогового законодательства, начиная с Федерального закона «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 1991 года, начинает развиваться и доктринальное толкование правовых категорий и институтов, установленных налоговыми законами.

Налоговая льгота в силу своего несомненного воздействия на экономические процессы представляет немалый интерес для экономистов, что обусловило появление в экономической литературе ряда теоретических исследований. Российское законодательство до принятия части первой Налогового кодекса Российской Федерации не содержало какого-либо определения налоговой льготы, что побуждало специалистов предлагать свои определения данного правового явления.4 Появление ст. 56 НК РФ, содержащей легальное определение налоговой льготы, в настоящее время также не привело к выработке цельного, признаваемого большинством ученых, доктринального определения налоговой льготы.

Правительственные агентства во всем мире предоставляют различные виды стимулирования делового развития для создания благоприятных условий и поддержки деятельности предприятий. Предоставляемые льготы направлены на обеспечение диверсификации экономики, создание рабочих мест и увеличение налоговой базы.

Перейти на страницу:
1 2 3 4 5 6


Камеральная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка является наиболее обширным видом проверок. Периодичность камеральной проверки определяется установленными законодательством о налогах и сборах сроками сдачи налоговых деклараций, расчетов по авансовым платежам.

Классификация рисков деятельности

Основная цель камеральной проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, выявление и предотвращение налоговых правонарушений, привлечение виновных лиц к налоговой и административной ответственности.

Место и роль бюджета

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти выполнение возложенных на них функций.